Из цикла "Водопады Путорана". Глава 13.
В ходе рассказа о моем путешествии на плато Путорана я как-то упустил описать очень интересное место, в котором мы провели двое суток перед стартом и сутки после прибытия обратно... поселок Светлогорск! - 13 глава о поселке и его людях - через призму моих эмоций! ;)
Наш водный путь к сердцу плато Путорана начинался с берега Курейского водохранилища у поселка Светлогорск...
Третий год подряд мое любопытство заносит меня в места столь отдаленные... которые по сути, находясь на материке, живут по распорядку островных территорий. Дорог к ним или нет или сильно зависят от погодных условий и сезона. Логистика доставки материалов, продуктов и остальных необходимых для нормальной жизни жителей сложная и дорогостоящая...
Светлогорск - это "остров" в сибирской тайге. Летом по Курейке баржа, зимой - зимник от Игарки. Самолетом тоже можно, но это же в разы дороже, да и то 2-3 раза в неделю.
Знакомство с местом начинается либо с дорожного знака на въезде либо с аэродрома.
Светлогорский аэропорт не низок, не высок... но межконтинентальные лайнеры и супертранспортники принимать не может, максимум АН-24. Что очень сильно ограничивает возможности доставки товаров и пассажиров. Мы, например летели на дополнительном рейсе - салон был полупустой, но багажное отделение было забито под завязку. То есть рейс был грузовой, а мы в довесок.
Правила в аэропорту очень демократичные, все по-домашнему... багаж получаешь прямо из самолета, самостоятельно. Регистрация на вылет еще проще - зарегистрировался, взвесил багаж, досмотрели, сдал - дают бумажку и свободен - в смысле совершенно свободен - до вылета можешь хоть в тайгу идти, если успеешь вернуться. ;)
На парковке перед зданием аэровокзала нас встречает "Таблетка" классического серого цвета с табличкой на двери...
Далее начинается игра в "Тертис" - 12 человек и багаж! Оставаться никому не хотелось... логическую головоломку мы решили за 5 минут.
До поселка ведет таежный "автобан"... если у вас есть такие же проблемы с вестибуляркой, как у меня - искренне сочувствую. Но я выжил, хотя под завершение нашего небольшого путешествия я уже ни на какие Путораны не хотел. ;)
Заодно вспомнил мои прошлогодние покатушки на подобном аппарате по Колымскому тракту, когда меня такие же 40 км на "Скорой" доставляли в больницу Ытык-Кюеля.... ощущения, не считая переломов и ушибов, почти идентичные... просил пристрелить и бросить в кювет ;)))
Худо-бедно, выгрузившись на берегу, я по-тихоньку отошел. Во мне появилось желание жить дальше. ;)
Когда я записывал этот ролик, мне видимо было еще не очень хорошо... но я держался молодцом - работа видеооператора и одновременно рассказчика "и опасна, и трудна" - но один косяк я все же допустил в тексте! Интересно, кто-нибудь подметил, какой? ;)
Напишите ниже... если вычислили! ;))
Знакомство с командой "Тома Сойера" и погрузка на борт заняла немного времени... далее был кинут клич
- Кому в магаз?
Понятное дело не за едой нам надо было в магазин... питание нам обеспечивали организаторы... а вот вкусняшки и напитки радости это забота каждого отдельно!
Магазинов в поселке аж целых - ТРИ! Ну, по крайней мере нам больше не показали. ;) Все они располагаются непосредственно в месте проживания основного населения - несколько капитальных многоэтажных кирпичных домов - спальный район поселка. Тут же рядом - отделение банка, полиция, почта, клуб, школа, садик, поликлиника и больница... по-сути - все рядом по меркам жителей мегаполисов.
Ассортимент товаров в магазинах примерно одинаковый, с небольшими отличиями... но главная особенность всех магазинов поселка - их полная зависимость от прилета самолета или прихода баржи!
В день когда мы прилетели - в магазинах был полный ассортимент всего что необходимо, а также всякие вкусные вкусности и приятные мелочи, к которым мы, жители цивилизации, давно привыкли и даже не обращаем особого внимания - просто они есть и все!
Простой пример - кроме всяких взрослых напитков радости и закуски к ним, каждый из нас взял в дорогу сладости. Шоколад с орехами хорошо заряжает усталый мозг и организм в ходе активного трекинга. В каждом продуктовом магазине внутри КАД и МКАД - ВСЕГДА есть или шоколадка, или орехи, или шоколадные батончики всех мастей!
По возвращенг - наши энергетические припасы иссякли, а впереди еще пару суток пути обратно! Ну или хотя бы день до "Большой земли". Приходим в магазин - а там шаром покати! Что там сладкого - нет ничего самого необходимого для питания - овощей, фруктов, круп, хлеба, чая, соли и сахара! А прошла всего лишь неделя!
За эту недели не было ни баржи, ни транспортного рейса самолета. Всё - кто не успел, то опоздал! Я понимаю, что постоянный житель уже опытный и сразу закупает с запасом на несколько недель! Но для нас это был реально шок!
Даже пива не было... хотя в каком-то магазине мы нашли остатки и все выбрали разом. ;)
Но хватит о жратве и выпивке!
Общественный транспорт - он там есть! Целых - ДВА! Автобусы - Номер 1 и Номер 2. Какой куда ходит я так и не запомнил... Первый вроде нас вывозил за территорию аэродрома. В целом их главная задача - доставка сотрудников ГЭС на рабочие места и обратно!
Вся жизнь поселка в принципе организована под нужды гидроэлектростанции. Для этого он и строился.
Светлогорск иногда так и называют - посёлок гидростроителей!
Личный транспорт - там тоже есть! По сути ездить там особо некуда: в аэропорт, на ГЭС и в пределах поселка - зимой детей в школу и садик отвезти - дюже холодно, пока дойдешь околеешь. Охотники и рыбаки иногда забираются в тайгу, для этого им нужны аппараты, обладающие максимальной проходимостью!
Остальные перемещаются на обычных легковушках... некоторые даже без номеров... а смысл регистрировать на "острове"? ;) Дорожных инспекторов нет, а полиция - им глобально все равно!
Заправка кстати одна на всех и работает совершенно по собственному плану... местные имея видимо печальный опыт, запасают топливо в гаражах.
В целом быт жителей поселка вполне налажен за почти полвека его существования, но показатель численности населения, к сожалению, говорит о том, что без поддержки государства даже вполне неплохая и высокооплачиваемая работа на ГЭС не может удержать людей...
с 1978 по 2013 года поселок имел статус - поселка городского типа... но не удержал его.
Я рассказал только то что сам увидел, а увидел я очень мало... Глобально поселок могут спасти или дотации государства или... Туризм!!! Правильно организованный, масштабный с комплексным обеспечением всех вопросов логистики, проживания, питания и отдыха!
По сути имея под боком фантастически потенциальное туристическое направление, администрация поселка и ГЭС согласовав с администрацией Путоранского заповедника и руководством авиакомпании "Турухан" могли бы организовать очень прибыльное туристическое место, которое создало бы массу рабочих мест... но никому это не надо! А кому надо, обычно говорят
- Сиди и не высовывайся, тебе что больше всех надо?
Очень большая инертность исполнительной власти и некоторых, ухвативших дотации за хвост и боящихся их потерять авиакомпаний... непокобелимое советское мышление еще долго будет выветриваться... к сожалению иногда очень долго!
Хватит о грустном - в завершение минутка юмора - 2 дня, проведенных в поселке из-за задержки с бензином наводили на нас грустные мысли, которые мы топили в вине! ;))
Глава начата - 17.12.2019г ...за полчаса до полуночи...
Завершена - 18.12.2019г ...как всегда в районе 3 часов ночи...
Догадайтесь где? ;))) кто читал мои предыдущие истории, тот в курсе!
***
Все истории из цикла "Водопады Путорана" читайте в Оглавлении
*каждая глава начинается с "веселых картинок", настроившись на чтение, нажимайте на последнем экране на ссылку ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ!!! и переходите к основной статье! Приятного чтения!
Если понравилось, подписывайтесь на журнал MotoAstro, следите за публикациями!
Отписаться всегда успеете!😉
Спасибо, что дочитали!👍
Лучи добра всем, кто поставит лайк😊