Найти тему
Специальные службы

От сыска до тайных поручений. Часть 4

Доброго времени суток!

У всех стран есть спецслужбы. У всех спецслужб есть своя история. Беларусь не исключение. Этот блог об истории спецслужб Беларуси. Как все начиналось и что из этого получилось, читайте на канале
Специальные службы.

Фото Яндекс
Фото Яндекс

Знаменитое Третье отделение, возглавляемое с момента создания генералом А. X. Бенкендорфом, нацеливалось на искоренение «политической неблагонадежности», а северо-западные губернии и Царство Польское (российский протекторат, оформившийся в 1815 году) являлись, по мнению руководства спецслужбы, основным рассадником вольнодумства и национально-освободительных идей. Не случаен факт, что в Минске проживали некоторые декабристы, здесь глава тайного Северо-Западного общества Н.М. Муравьев подготовил текст конституции, которая должна была венчать «освобождение от деспотизма». Вильно же вообще считался прибежищем опасных «смутьянов» — от тайных поклонников французской и бельгийской революций до патриотов Речи Посполитой.

Третье отделение и полиция сосредоточились на создании в бывшей «Литве» сети информаторов, внедрении их в круги интеллигенции, студентов и потомственной шляхты. К негласному сотрудничеству широко привлекались священнослужители. Ужесточилась кадровая политика: всякий государственный чиновник при поступлении на службу давал письменные подтверждения в политической благонадежности и в том, что он не состоит ни в каких тайных обществах. Вошла в практику регулярная перлюстрация почтовых отправлений граждан, которые по каким-то причинам вызывали подозрение. Начальник Третьего отделения так обосновал необходимость о ней государю: «Вскрытие корреспонденции составляет одно из средств тайной полиции и при том самое лучшее».

Несмотря ни на что, имперская система госбезопасности вскоре дала крупный сбой. В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло восстание, перекинувшееся со временем на территории нынешних Беларуси, Литвы и частично Украины. Одной из главных целей декларировалось восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года (за это выступали две партии). Восстание готовилось в условиях конспирации и застало высших российских чиновников врасплох. Командующий войсками в Царстве Польском, великий князь Константин Павлович чудом спасся из Варшавы, покинув, согласно одной из версий, Бельведерский дворец в женском одеянии.

Весной следующего года «бунты» достигли белорусско-литовских земель. В Минской, Виленской и Гродненской губернии центральным властям пришлось объявить военное положение. По данным полиции и армии, в борьбе под лозунгами восстания так или иначе участвовало около 10 тысяч человек: мещане, шляхта, студенты, которых поддержали ксендзы и священники-униаты. В Вильно они учредили Центральный повстанческий комитет, однако на деле ситуация развивалась стихийно. Гораздо более организованными были двух-, трехтысячные партизанские отряды, остро действовавшие в Новогрудском, Вилейском и Ошмянском уездах. В июле 1831 года повстанцы объединили все свои силы и попытались, при поддержке высланного им в помощь польского корпуса, взять Вильно. Но находившийся в городе большой российский гарнизон отбил атаку.

Что же было дальше, читайте в следующих статьях.