Найти тему
ARTDESTAND

Нулевой километр искусства

Поговорим о самом возмутительном на протяжении уже более 100 лет. В подписи не нуждается, я полагаю.

Можно заметить, что автор уверенной рукой называет свой шедевр (полагаю, он ещё не догадывался, что это шедевр, но уже готовился убедить в этом общественность) квадратом. 

Однако в выставочном каталоге картина была обозначена как "Четырёхугольник". И тут нет никаких противоречий, так как с точки зрения геометрии Пифагоровы штаны у Малевича не вышли. Да он и не стремился. Или заставил всех думать, что не старался.

Что такого уникального в «Чёрном квадрате»? Обратимся к истории - там как в модной индустрии. Все актуальные в этом сезоне фасоны были на пике 30 лет назад.

-2

Вот, например, «History of Holy Russia». Это Гюстав Доре таким образом проявлял своё чувство юмора в 1854 году (почему нельзя обижаться на Доре - читать тут).

А в 1893 Альфонс Алле продолжил шутку Пола Билхолда (этот тоже успел написать свою чёрную-чёрную комнату) и создал «Битву негров в пещере глубокой ночью».

-3

До этого были и «Великая тьма» (страшно сказать) в 1617 году и «Вид на Ла-Хог <ночной эффект>» - (как вам эта пометка в стиле цифровых фотоаппаратов?) в 1843. Фото прикладывать не буду - итак понятно, что там изображено. Только рамы разные.

Я, честно, не любитель дат, но это важно в том контексте, что за 3 столетия до «Чёрного квадрата», а потом ещё 4 раза эти вещи не "выстреливали", а Малевичу удалось.

То есть, в принципе, концепция не нова. Идея сильно не свежая и успела 4 раза устареть со времён Русско-Шведской войны. Значит дело в чём-то другом!

«Чёрный квадрат» - это нулевой километр. До него было все: палеолитические Венеры, Мона Лиза, рябчики на серебряном блюде, Мыслитель, кувшинки и прочие валаамовы ослицы. Материальные. А теперь что? Баста! Конец! Прочь с корабля современности и даёшь...Бес-пред-мет-ность! "Все, что было до меня - обнуляй." - говорит нам Малевич совсем не про отношения, а как манифест революции в искусстве.

Александр Бенуа писал:

"Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны".

С чего бы крупнейшему критику того времени так заявлять?

-4

Все просто: квадрат висел в «красном углу», - место для образа Богородицы в традиционном русском доме. Вызов? Ещё какой!

Некоторые люди, глядя на картину, начинают видеть разноцветный куб; говорят, что картина объемная, что она заставляет их падать в обморок и чуть ли не разговаривает с ними голосом Малевича. 

На мой взгляд - мистификация. Малевич ведь про идею, про концепцию, а не про колдовство. Да, квадрат «бархатный» - краска специально смешивалась из жженой кости, чёрного углеродосодержащего (еле напечатала) пигмента и мела. Из-за этого создаётся ощущение глубины и , если хотите, дыры в космосе-а значит бесконечности. И тотальной беспредметности.