В предыдущей статье я поднял тему "классических" японских доспехов - кодзан-до. Однако, нельзя говорить об этой весьма непростой теме, не упомянув о самом необходимом элементе любого доспеха вообще - шлеме. Вместе с доспехом о-ёрой каждый уважающий себя (и желающий пережить хотя бы первую битву) самурай носил шлем кабуто (вообще, "кабуто" называли любой японский шлем). О нем-то мы и поговорим сегодня, ведь без него в защите о-ёроя оставались огромные бреши, не позволяющие говорить хоть о какой-то защите.
Забегая вперед, сразу же поясню: в комплекте о-ёрой кабуто необходим не только для защиты головы воина. Благодаря своим конструктивным особенностям, он защищал голову, шею, плечи и часть спины от попадания стрел, летящих сверху/сбоку. Думаю, не стоит отдельно пояснять, что классический кабуто получил распространение вместе с доспехом о-ёрой и использовался в бою ТОЛЬКО в комплекте с ним.
Самая непримечательная (и конструктивно неудачная) часть этого шлема - это его купол. Он собирался из 8-12(!) полос железа, соединенных заклепками. Такой шлем называли хоси-кабуто (собственно, хоси - это и есть "заклепка"). Сверху пластины усиливались накладкой тэхэн-конамоно с отверстием (тэхэн) в центре, а снизу - стальной полосой косимаки. "Лоб" шлема дополнительно укреплялся 3-5 пластинами стреловидной формы (синодарэ), а снизу распологался козырек шлема (мабидзаси). В задней части купола имелось кольцо каса-дзируси-но-кан с шелковым шнуром агэмаки, служащим для крепления шлема на поясе (или где угодно) во время похода. К этому же кольцу крепили опознавательный флажок, чтобы иметь возможность отличить своих от чужих в битве (позднее подобные опознавательные знаки "переместятся" на спинную часть корпусного доспеха). Стоит отметить, что конструкция купола хоси-кабуто была крайне примитивной (для сравнения, на Руси в XII веке сегменты шлема уже соединяли клёпкой впотай или пайкой, и их было 3-4, а не 8 ), но это был тот максимум, на который тогда было способно японское доспехостроение (даже в XIV веке японские пехотинцы часто довольствовались масками хаппури, защищавшими лишь лоб и щеки).
Но перейдем к самой интересной (и одной из наиболее узнаваемых деталей японских доспехов вообще) части хоси-кабуто - защите затылка и шеи сикоро. Как и любой "классический" корпусный доспех периода Хэйан, сикоро собиралась из рядов покрытых лаком ламеллярных пластин (кодзанэ), скрепленных шелковыми шнурами. Верхний ряд сикоро крепился к нижней пластине купола шлема (косимаки). Японская "бармица" состояла из четырех-пяти рядов таких пластин, ее характерной особенностью являлась разная плотность шнуровки рядов. Шнуровка верхнего ряда сикоро (хати-цукэ-но-ита) была наиболее жесткой, а шнуровка нижнего (хиси-нуи-но-ита) - самой слабой из всех. Благодаря этой особенности, сикоро не свисала вниз наподобие кольчужной бармицы, а отходила в стороны от купола шлема, тем самым увеличивая площадь защиты от стрел и ударов, направленных сверху. Примерно на уровне козырька сикоро переходила в огромные "уши" фукигаэси (для этого края сикоро выгибали наружу почти под прямым углом). Две основные функции фукигаэси - это защита лица воина от стрел и ударов сбоку и создание противовеса тяжелому "назатыльнику". Фукигаэси практически всегда обтягивались той же кожей, что и "передняя пластина" о-ёроя (эстетика!) и украшались декоративными накладками фукигаэси-но-суэмон.
Вся эта конструкция крепилась на голове самурая посредством подбородочных шнуров кабуто-но-и. В XIV веке "на лоб" кабуто стали крепить украшения кувагата, выполненные в виде огромных рогов, что еще больше утяжелило и без того нелегкий (до 3кг и более) шлем.
Если рассматривать хоси-кабуто отдельно от общего комплекса японского вооружения периода Хэйан, то это - очень плохой шлем. Он невероятно тяжел, его конструкция крайне примитивна, а вес несбалансирован. Но вот в сочетании с "большим доспехом" ("о" в слове о-ёрой - это "большой") он незаменим. Дело в том, что вся конструкция о-ёроя не даёт практически никакой защиты от стрел, падающих на воина сверху. Вплоть до появления бригантинных оплечий эту функцию выполняла сикоро шлема кабуто, образующая своеобразный "купол", защищающий плечи и часть спины самурая. Хоси-кабуто никогда не использовался пехотинцами, являясь, по сути, узкоспециализированным шлемом конного лучника.
С усилением роли пехоты и отказом от конной перестрелки, как основного способа ведения боя эпоха хоси-кабуто подошла к концу. В конце XIV века появляется судзи-кабуто, приспособленный для ведения ближнего боя холодным оружием, а хоси-кабуто становится еще одним атрибутом военачальника. Типичный хоси-кабуто эпохи Воюющих Провинций (XV-XVI века) собирали из 64, 72 и даже 120(!!) пластин с использованием до полутора тысяч заклепок... но желающих идти в бой в таких шлемах не было.