Общественный деятель, автор "Истории государства Российского", поэт и прозаик, в конце концов, потомок монголов, человек, который начал реформацию русского языка. Конечно, это Николай Михайлович Карамзин.
Почему он?
Карамзин в самом начале своего творческого пути - еще до 12 томов истории России - занял активную позицию в молодой русской литературе: он был недоволен тем, как жил русский язык. В нем было много церковнославянизмов, речь дворян была либо французской, либо простонародной, многие слова, которые были заимствованы Петром Великим из англо-саксонских языков, просто-напросто изжили себя и перестали быть нужными. Все это придавало пышной русской аристократии вид неоформленный, нецельный. Потому Кармазин ввел в оборот букву "ё", слова "эпоха" и т.д..
Но это только видимая часть айсберга.
Влияние Николая Михайловича на русскую литературу было намного значительнее!
Карамзиным стал собирателем всего русского языка в единое целое: он объединил все, что создал Новиков, Тредьяковский, Ломоносов (у него Николай Михайлович взял за основу "теорию трех стелей", которую, по сути, можно назвать основной основ русской литературы) и многие другие. Николай Михайлович соединил все знаниях этих людей в одно целое и, получив некоторый результат, пришел к выводу, что нужно создавать такой литературный язык, чтобы на нем не только писали, но и говорили аристократы. Потому посредством своих сентиментальных (жанр!) произведений Карамзин начал пропагандировать новый, литературный, русских язык в массы. В этом ему также помогали и члены общества "Арзамас" и его последователи-карамзинисты.
От сентиментальности до историографии
Культ чувств
Николай Михайлович начинал как первый российский писатель, провозгласивший чувства - любовные, личные, абсолютно любые - верхом литературной нормы. Это произошло по той простой причине, что:
а) Карамзин верил, что в человеке есть все только самое хорошее, здоровое и молодое. Об этом он сам пишет:
Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!
б) до Николая Михайловича активно работали Державин, Ломоносов (из самых известных), чье творчество было основано на одах, восхвалениях правителей: порой это переходило в подхалимство или в ложь, и потому Карамзин, не стерпев, что чувства простых людей оставлены в стороне, "оторвался" на сентиментализме. Даже строчки его стихотворений полны духовных исканий или размышлений:
Любил я резвую Плениру,
Любил веселую Темиру,
Любил и сердцем и душой.
Они шутили, улыбались,
Моею страстью забавлялись;
А я — я слезы лил рекой!
(отрывок из "Песни", 1795)
Потому-то Николай Михайлович и сделал своего рода прорыв в русской литературе. Он открыл для десятков издателей и молодых авторов совершенно новое, неизученное направление в литературе: более того, сам Александр Сергеевич является прямым наследником и продолжателем традиций Карамзина.
Культ Истории
Но со временем интерес Николая Михайловича к чувствам - "Бедная Лиза" в этом отношении была верхом - начал угасать, и в конце концов привел к тому, что Карамзин окончательно перешел на историю. Переходным произведением стала "Марфа-посадница": изначально она планировалась как исторический роман, но все-таки вернулась в русло сентиментализма.
Но в том же 1803 году Александр I дает Карамзину доступ ко всем государственным архивам и библиотекам, чтобы тот начал писать главный свой и последний труд - 12 томов "Истории государства Российского". Даже в этом огромнейшем произведении чувствуется еще писательская манера Николая Михайловича: в своем рассказе он честно выстраивает свою позицию и мнение. Наверно, именно благодаря этому "Историю..." бросилось читать все русское общество, и, по словам Пушкина, даже светские дамы, никогда не бравшие книг в руки.
Итог
От Николая Михайловича начинается настоящая и живая русская литература: вдохновленный трудами Карамзина, на литературной арене вскоре появиться Пушкин, такой же яркий и находчивый, как и его "учитель".
Нас учат, чтобы мы врагов своих любили!
© Николай Михайлович Карамзин