ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ЖАРГОН
Быть железнодорожником - это не только иметь жесткую дисциплину и железные нервы, это и быть носителем богатой культуры. Культуры как народной, так и профессиональной, том числе и профессионально-фольклорной.
Рассмотрим некоторые лингвистические богатства железнодорожников.
Резак - резервный локомотив. Резервный локомотив – это локомотив следующий без поезда.
Растянуться - остановиться с поездом на тяжелым участке (подъем, перелом профиля) из-за поломки или неумения вести поезд. Когда локомотив на трудном профиле не справляется с весом состава, он останавливается или «растягивается».
Башмарь, башмач, башмачник - регулировщик скорости движения вагонов (при разборке). Регулировщик скорости движения вагонов - должность или профессия на железнодорожном транспорте (одна из травмоопасных должностей)
Бичевоз - тепловоз с одним-двумя пассажирскими вагонами для перевозки пассажиров, рабочих, так называемых бичей на короткие расстояния (в основном там, где нет электротяги). В малонаселенные жилые районы обычно нет даже автодорог, но железная дорога есть везде. Для соединения таких начеленных пунктов с цивилизацией по участку пускают тепловоз с одним или двумя пассажирскими вагонами.
Вагонники - работники вагонного хозяйства. Обычно это ремонтник осмотрщик вагонов, производящий технический осмотр и обслуживание подвижного состава.
Выводка - груженые вагоны, вытягиваемые на станционные пути для дальнейшего формирования поезда. После окончания грузовых операций с вагонами на грузовом фронте, их убирают на пути общего пользования, такой состав вагонов и называют выводкой.
Дёрнуть за хвост - открыть концевой кран последнего вагона поезда для продувки тормозной магистрали поезда.
Локомотивные бригады горазды на жаргонизмы.
Желтуха - сигнальный жилет путейца (он же "канарейка"). По правилам охраны труда всякий железнодорожник, выходящий на железнодорожные пути обязан надевать сигнальный жилет – или просто желтуху.
Зелёнка - бланк письменнного разрешения на отправления поезда формы ДУ-52 или ДУ-54 (печатается на бланке зелёного цвета). Вручается работником службы движения машинисту локомотива.
Квач - проволока или палка с намотанными концами, пропитанными маслом (используется для смазки стрелок, нанесения тонкого слоя масла в качестве антикора, или других подобных целей). Самодельная «кисточка» работников службы пути.
Крокодил - тепловоз 3ТЭ10М (потому что длинный и зеленый). Старые локомотивы, теперь их называют грязными.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram: @rzdinfo
Если вам понравилась статья, подпишитесь на наш канал и поставьте лайк: дальше будет еще интереснее! И не забудьте поделиться ею с друзьями!