В Киеве считают, что Россия будет использовать украинскую трубу и поставлять «незалежной» 5 миллиардов кубов в год
До окончания действующего транзитного договора между Россией и Украиной остается чуть больше двух недель. Новое соглашение по-прежнему не подписано, но по итогам очередного раунда переговоров в Вене представители «Нафтогаза» объявили о том, что ситуация сдвинулась с мертвой точки.
«Мы продолжаем обсуждать конкретику… Есть предварительные договоренности, и мы продолжаем их обсуждать», — заявил исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко. По словам чиновника, конечный вариант контракта еще не разработан. Тем не менее, сторонам явно удалось сблизить позиции — слова о предварительных договоренностях прозвучали впервые.
Еще один положительный сигнал поступил от российского МИДа. Замглавы МИД России Александр Панкин по итогам встречи министров иностранных дел стран Организации черноморского экономического сотрудничества в Афинах заявил, что «Газпром» в любом случае выполнит свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями: «Я думаю, что Россия, как надежный поставщик энергоресурсов в Европу на протяжении десятилетий, со своей стороны сделает всё, чтобы Европа не осталась без газа».
Министр энергетики Украины Алексей Оржель тоже настроен позитивно: «Я могу сказать уверенно, что с января мы получим транзит газа с учетом украинских интересов. Сначала обсуждался один год, потом три, а сейчас потенциально смотрят на больший срок».
Судя по последним заявлениям, пациент скорее жив, чем мертв. У сторон есть понимание того, что без транзитного договора в новом году им не обойтись, поэтому нужно идти на взаимные уступки. Вопрос лишь в том, кому придется уступить больше.
Открытой остается тема Стокгольмского арбитража, увязанного с прямыми поставами газа Украине. Но, по мнению эксперта в сфере энергетики, сопредседателя Фонда энергетических стратегий (Киев) Дмитрия Марунича, непосредственно условия транзитного договора являются куда более серьезным камнем преткновения:
— Труднее договориться по транзиту, конечно. Объемы, сроки и транзитная ставка — это принципиально важные моменты. Я уверен, что они еще не согласованы.
«СП»: — Зеленский говорил, что по срокам нужно искать компромисс где-то посредине. «Газпром» хочет один год, мы хотим десять лет…
— Один год — это старая позиция «Газпрома». В лучшем случае он выторгует 3−5 лет, это будет оптимально. Если подпишут контракт на десять лет, то условия для Украины будут очень плохие.
«СП»: — Есть мнение, что если украинский транзит 1 января остановится, то больше никогда не возобновится.
— Исключено. «Газпром» в 2020 году будет вынужден транзитировать через Украину достаточно большие объемы своей продукции. Иначе совершит экономическое безумие. Европа этого не простит, «Газпром» потеряет свои позиции. Так что какой-то договор в любом случае будет подписан, могу говорить об этом с полной ответственностью.
Формально Украина с 1 января не должна никакой газ никуда транспортировать, если нет контракта. Придется опять садиться и договариваться. Скорее всего, баланс сил будет примерно тот же, что и сейчас.
Поверьте, в Украине тоже не дураки сидят. Они закачали достаточно много газа в хранилища — до конца февраля можно протянуть. Руководство «Нафтогаза» ради этого пошло на прямой конфликт с Гройсманом, который требовал от компании выплатить дивиденды в соответствии с законом. Коболев (глава НАК «Нафтогаз Украины» — авт.) его послал по известному адресу. Потому что понимал: если сейчас он не закупит достаточные объемы газа, потом ему просто голову отрежут.
Не надо недооценивать этих людей. Они отнюдь не идиоты в бытовом смысле этого слова. Поэтому «шантажнуть» Киев остановкой транзита не удастся.
«СП»: — Вопрос только в том, кто окажется в выигрышной позиции, если 1 января контракт не будет подписан.
— Несомненно, у «Газпрома» аргументы сильнее. Но поставить Украину на колени он не сможет, в текущей ситуации это невозможно по целому ряду причин. Логика простая, как дважды два.
«СП»: — А что скажет Европа? Можем ли мы представить, что в случае приостановки транзита и неуступчивости «Газпрома» она начнет давить на Украину, вынуждая её подписать договор на невыгодных условиях?
— В этом предположении, несомненно, есть зерно здравого смысла. Но Европа будет возлагать ответственность за прерывание транзита и на Украину, и на Россию. Примерно пополам. Так было в 2009 году. Могу говорить об этом с полной ответственностью, потому что тогда я работал в «Нафтогазе».
Сейчас ничего не изменилось, никто не будет заставлять Киев становиться на задние лапки. Давление почувствуют обе стороны. Поймите, что такое для Европы «Северный поток-2». Это классный инструмент, который можно использовать как против России, так против и Украины. Так что европейцы тоже не дураки. Повторюсь, не надо кого-то недооценивать или переоценивать. У всех свои аргументы, котелок у всех варит примерно одинаково.