Найти в Дзене
Вишнёвый компот

День сурка, или Снова беспокойная суббота

Посвящается Ирише. Студенческая институтская юность проходила в общежитии. Длинные коридоры, пошарпанные стены, разношерстные двери в комнаты, небольшая кухня с парочкой газовых плит, шум и гам с утра до утра - на этаже жили студенты с разных учебных корпусов с разным графиком обучения, жизнь кипела и днем, и ночью. Хлопали двери в комнаты, кто-то стучался за солью, кому-то нужен был срочный перевод, кому-то срочно написать реферат, а кому-то начертить курсовую. Студенты - народ веселый и беззаботный, недаром говорят: “Живут студенты весело, от сессии до сессии”. Были умельцы - и реферат писали за ночь, а кто и курсовую с дипломом успевал за это время сделать. Компьютер был у единиц, поэтому писали и оформляли вручную: ручка, карандаш, листки формата А4, ватман, готовальня - и вперёд. Мне, учащейся на гуманитария, было проще. Посидишь ночь с книжкой - реферат готов, две или три книги имеется- на утро курсовая. Делалось многое в последний момент, готовились к экзаменам также, но это

Посвящается Ирише.

Студенческая институтская юность проходила в общежитии. Длинные коридоры, пошарпанные стены, разношерстные двери в комнаты, небольшая кухня с парочкой газовых плит, шум и гам с утра до утра - на этаже жили студенты с разных учебных корпусов с разным графиком обучения, жизнь кипела и днем, и ночью. Хлопали двери в комнаты, кто-то стучался за солью, кому-то нужен был срочный перевод, кому-то срочно написать реферат, а кому-то начертить курсовую. Студенты - народ веселый и беззаботный, недаром говорят: “Живут студенты весело, от сессии до сессии”. Были умельцы - и реферат писали за ночь, а кто и курсовую с дипломом успевал за это время сделать. Компьютер был у единиц, поэтому писали и оформляли вручную: ручка, карандаш, листки формата А4, ватман, готовальня - и вперёд.

Написать реферат за ночь? Запросто!
Написать реферат за ночь? Запросто!

Мне, учащейся на гуманитария, было проще. Посидишь ночь с книжкой - реферат готов, две или три книги имеется- на утро курсовая. Делалось многое в последний момент, готовились к экзаменам также, но это не мешало достаточно хорошо учиться и успевать по всем предметам.

Учёба - учёбой, а денег не хватало. Копеечная повышенная стипендия и дотации из дома давали возможность жить, не голодая, но на развлечения, одежду и косметику не оставалось. Перевод на заочку дался нелегко - мама с папой были против, да и с общежития сразу же пришлось съехать. Мне повезло - на место, где проходила практику, потребовался специалист, и я с радостью согласилась. Начальница, женщина обаятельная и шустрая, узнав о моих проблемах с местом проживания, предложила заселиться в общежитие гостиничного типа, на время, пока не найду что-нибудь.

Это общежитие отличалось ото всех тем, что в нем проживали командировочные и “обрушенцы”, так называли людей, у которых дома от ветхости стали разрушаться и дальнейшее проживание в них опасным или невозможным.

Дело было к зиме, в комнате было довольно холодно, поэтому я частенько заглядывала в дежурку - комнату дежурной по этажу, сейчас многие называют это ресепшеном. В дежурке было тепло, стоял телевизор, я подружилась со многими из женщин, работавших в этой гостинице, вечерами мы чаёвничали и они рассказывали истории о своей непростой жизни, а я, молоденькая, впитывала эти истории как губка.

Тогда же я и познакомилась с Иришкой. Она, будучи дочерью заведующей гостиницы, подрабатывала уборщицей и горничной. Её ребенку исполнился годик, муж был военным и поэтому видеть его доводилось редко, в семье был достаток, но Ириша вышла на работу, чтоб откладывать на будущее жилье.

В общежитии контингент проживал разный, случалось, что народец поддавал хорошенько по праздникам и начинал буянить, но Ириша быстро успокаивала всех: невысокого роста, светлые волосы до плеч, выразительные серые глаза, она могла усмирить хоть целую армию своим спокойным, мелодичным голосом. Пьяненькие командированные и “обрушенцы” быстренько расползались по своим комнаткам и не носа не казали до утра, пока не проспятся. С Иришкой мы крепко сдружились: я охотно возилась с малышкой, она меня обучала премудростям жизни.

С этого общежития я потом переехала: вернулась в ту же общагу, где училась, удалось договориться с комендантом. Иришка помогла упаковать вещи, дала свой номер мобильного:

- Звони, не стесняйся, лягушка-путешественница.

Дело снова было к зиме, город готовился к празднику, а - я обживала комнатку: до меня в ней жили мальчики, поэтому пришлось попотеть - отдраить полы, мама помогла поклеить обои, комендант заменил разрушенный мальчишками шкаф. В общем, обустраивалась.

Как-то случилась очередная рабочая суббота: я готовила отчет, закрывался месяц, все бумаги надо было сдать “вчера”. Начальница всем раздала большой фронт работ, и я справилась со своей задачей только к вечеру. Приползла в свою комнатку, когда уже смеркалось. Грустно подумала о том, что забыла купить что-нибудь поесть: холодильника не было, поэтому еда готовилась на один раз, а запастись провиантом не успела, переезд и надвигающийся отчет совсем вытеснили из головы мысли о еде.

Не успев прилечь, услышала крики:

- Ребята, пожар! Пожар! Ребята, возьмите документы и на выход!

Через минуту завыла сирена и женский металлический голос требовал срочно покинуть помещение. “Наверное, снова ложная тревога,” - подумалось мне, - “запрусь и никуда не пойду”. Недавно поставленная противопожарная система срабатывала постоянно: студенты курили в комнатах, в туалете или у кого что сгорело на кухне. Вдруг в мою дверь затарабанили со страшной силой. Соседка Ленка - староста этажа - видела, как я заходила в комнату, она же истошно кричала и уже молотила к соседям:

- Срочно выходим, берем документы и деньги с собой, сейчас отключат электричество, воду и газ!

Взяв сумочку, накинув пуховик, я поплелась в коридор…

В фойе стояла толпа студентов. Все галдели, и ничего понять из этой какофонии звуков было нельзя. Рядом с вахтершей сидел полуголый парнишка, обмотанный полотенцем: он был в душе, находящемся в подвале здания, поэтому выбежал, как только отключили воду, а дежурная тетя Нина всех выпускала в фойе, но никого не впускала в жилой корпус- так велел комендант.

Через полчаса с сантехником и парой преподавателей, живших в соседнем корпусе общежития, подошел комендант. Они обходили здание, перекрывали коммуникации. На импровизированном собрании было объявлено:

- Ребята и все проживающие. Просьба разъехаться по друзьям и знакомым: сегодня общежитие закрыто. Случилось возгорание, которое быстро локализовали, но рисковать мы не можем: завтра приедет электрик, проверит проводку. Всем до завтра!

Ни дать, ни взять - повтор ситуации точь-в-точь. День сурка, как он есть. Вспомнилась общага, в которой я проживала в колледже, Верунчик, уехавшая на заработки в Москву… Мобильного у меня так и не было, денег еле хватало на то, чтоб сводить концы с концами, что же делать?.. Часть студентов быстро рассосалась еще на словах о проблемах с проводкой, часть отправилась с теми, кто пришел с соседнего корпуса на крики, к одногруппникам в гости. Куда-то делся даже полуголый парнишка, а я всё стояла, как замороженная, не понимая, куда идти? Я же на заочке, мои одногруппники в общаге не живут, да и сессия только через месяц… Дежурная включила телевизор.

- Лягушка-путешественница, - сказал синий экран.

На вахте стоял древний телефонный аппарат с крутящимся диском. Набрала Иришку.

- Что случилось? Хотя, ладно, приезжай, мы переехали на съёмную квартиру, записывай адрес. Как добраться? Ты где сейчас? Маршрутки уже не ходят, так-так. Иди на Ильинку, там брат мужа тебя подберет: он к нам в гости едет.

Вот ведь повезло с подругой!..