23,9K подписчиков

12 декабря – Эдвард Мунк: не только «Крик»

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, известнейший норвежский художник-экспрессионист, один из основателей экспрессионизма как направления.

Его семья была, мягко говоря, небогата, но в культурном отношении принадлежала к элите норвежского общества: среди близких родственников имелись художник и учёный-историк, а отец семейства, Кристиан Мунк, был одним из известнейших в стране проповедников. Впрочем, население Норвегии, и сейчас составляющее чуть более 5 миллионов, тогда было куда меньше, и подобная ситуация, учитывая немногочисленность интеллектуальной элиты, понятна.

Эдвард имел брата и трёх сестёр. Мать Мунка умерла от туберкулеза, когда ему исполнилось всего пять. После этого воспитывали детей её сестра Карен – и отец. Отец прекрасно заботился о детях, но… отличался, скажем так, ярко выраженной религиозностью (что, разумеется, вполне нормально для проповедника - но детям от того было не легче). В результате юный Эдвард, которому снились картины ада, доходил до невроза.

Когда Мунку было 14, от того же туберкулёза умерла его старшая сестра Софи, с которой он был очень близок. Смерти матери и сестры, общая невротичность, слабое здоровье повлияли на пристрастия Мунка как художника: темы одиночества, смерти, эмоционального надрыва стали для него основными.

В школе он показал прекрасные способности в области естественно-научных и точных дисциплин, но живопись ему оказалась ближе. Ею Мунк и занялся.

Следует честно сказать, что особым пониманием публика и критики его поначалу не баловали, что, конечно, естественно для представителя любого нового направления. Характерна история с первой из его знаменитых работ.

В 1886 году Мунк создал полотно «Больная девочка». Очевидно, оно носило автобиографический характер: рыжая девочка – его сестра Софи. Картина сочетает в себе элементы импрессионизма и нарождающегося экспрессионизма. Но… «Народ не понял». Картину назвали «незаконченным этюдом» - и это ещё самое мягкое определение.

"Больная девочка".  1886. Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея, Осло. Прообраз рыжей девочки - сестра художника, Юханна София Мунк. Прототип сидящей женщины - Карен Бьёльстад, тётя Мунка, заменившая ему и его брату и сёстрам умершую девятью годами раньше мать.
"Больная девочка". 1886. Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея, Осло. Прообраз рыжей девочки - сестра художника, Юханна София Мунк. Прототип сидящей женщины - Карен Бьёльстад, тётя Мунка, заменившая ему и его брату и сёстрам умершую девятью годами раньше мать.

Мунк ко мнению публики о своих работах обычно относился со слоновьей непробиваемостью, но столь яростное неприятие впечатлило даже его. Поэтому позже он работает в несколько более традиционной манере. К теме Софи он возвращается три года спустя, в 1889-м – в другой своей известной картине, «Весна».

"Весна". 1889. Холст, масло. 169 x 263,5 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия. Та же тематика: больная девушка и её мать или сиделка.
"Весна". 1889. Холст, масло. 169 x 263,5 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия. Та же тематика: больная девушка и её мать или сиделка.

И вот она заслужила уже хорошие отзывы, что позволило Мунку получить стипендию и поехать для дальнейшего обучения в Париж. В связи с малонаселённостью и общей провинциальностью, Христиания (совр. Осло) в культурно-образовательном отношении не могла сравниться с древними культурными центрами Континентальной Европы.

Мунк срочно возвращается в Норвегию после внезапной смерти отца: несмотря на натянутые отношения с ним, она производит на художника тяжёлое впечатление. Он пишет картину «Ночь в Сен-Клу» - и провозглашает «Манифест экспрессионизма» ("Манифест Сен-Клу"): писать теперь он будет эмоции и переживания людей – и только их.

"Ночь в Сен-Клу". 1890. Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло. В сидящем человеке видят либо самого Эдварда, либо его отца, Кристиана Мунка.
"Ночь в Сен-Клу". 1890. Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло. В сидящем человеке видят либо самого Эдварда, либо его отца, Кристиана Мунка.

В рамках этого эстетического подхода он на протяжении многих лет создаёт живописный цикл «Фриз жизни», в который вошли многие его работы, в том числе и наиболее известный сейчас "Крик".

"Три возраста женщины". Ок. 1894. Холст, масло. Входит в цикл "Фриз жизни", в часть "Расцвет и закат любви"
"Три возраста женщины". Ок. 1894. Холст, масло. Входит в цикл "Фриз жизни", в часть "Расцвет и закат любви"

В личном плане у Мунка всё складывается с переменным успехом. Критики привыкли к экспрессионистам и стали более благосклонны. Да и уж очень хорошо это направление ложилось на умонастроения той эпохи – с её духовными метаниями, экзистенциализмом и модой на безумие. Эмоциональный художник и женщин привлекал того же склада. В 1902 году в итоге отношений с психически нестабильной Туллой Ларсен Мунк получает… пулевое ранение в руку: она пыталась застрелиться в его присутствии – и он отобрал у неё пистолет, но получил при том случайное ранение. Семью он так и не создал.

В конце концов, нервное расстройство накрыло и его самого – в 1908 году он несколько месяцев проводит психиатрической клинике (это вообще было модно по тем временам: casus Ницше и всё такое). После выхода художника оттуда его манера письма изменилась: стала более резкой.

Ницше, кстати, Мунк тоже писал: Портрет Ф. Ницше. 1906. Холст, масло.  201 × 160 см. Тильская галерея, Стокгольм, Швеция.
Ницше, кстати, Мунк тоже писал: Портрет Ф. Ницше. 1906. Холст, масло. 201 × 160 см. Тильская галерея, Стокгольм, Швеция.

В 1918-м Мунк переносит "испанку". Пандемия "белой чумы", только возникшего тогда гриппа, в те годы убила по всему миру около 50 миллионов человек, но художник, несмотря на слабое здоровье, всё же выжил. После кровоизлияние в правый глаз в 1930-м Мунк вынужденно работает менее интенсивно (впрочем, к тому времени он считается уже живым классиком, так что это на его положении никак не сказывается). В 1940-м, после немецкой оккупации Норвегии, сначала его прославляют как представителя арийского гения, но потом, когда он не идёт на контакт с новыми властями, наоборот, объявляют представителем «дегенеративного искусства».

Скончался Эдвард Мунк в начале 1944 года, незадолго до освобождения Норвегии.

Ну, а самая известная его картина – «Крик» - некоторое время оставалась самой дорогой из когда либо продававшихся на открытых торгах.

Легендарная эмблема экспрессионизма: "Крик". 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло.
Входит во "Фриз жизни", часть "Страх жизни".
Легендарная эмблема экспрессионизма: "Крик". 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея, Осло. Входит во "Фриз жизни", часть "Страх жизни".

Она же стала одной из самых дорогих похищенных картин в истории: в 1994 г. похищалась версия, хранившаяся в Национальной галерее в Осло, в 2004-м - версия из Музея Мунка. Обе были найдены и возвращены на место.

В 2004-м, кстати, одновременно с "Криком" увели и другую известную картину Мунка - "Мадонну".

Мадонна. 1894 Madonna. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.
Мадонна. 1894 Madonna. Холст, масло. Музей Мунка, Осло.

Моделью для неё выступила Дагни Юль, норвежская писательница, музыкантка и переводчица, любовница Мунка на тот момент (это само по себе вызвало некоторый скандал - учитывая образ жизни натурщицы...).

Кстати, осторожнее в новогодние праздники! Лето не за горами…

    12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк, известнейший норвежский художник-экспрессионист, один из основателей экспрессионизма как направления.-8