Давно дело было, но всё же довольно любопытно. Я работаю в IT, и тут патентование изобретений/разработок - дело довольное обычное. На меня самого пара патентов записана.
На самом деле патентообладателем является компания, но изобретателем пишут того, кто реально придумал или участвовал в придумывании (зачастую “изобретение” есть плод коллективного труда). Компании это всячески стимулируют, выписывают премии и так далее. Причем важно отметить, что патентуется часто всё подряд - даже весьма простые и очевидные вещи. Например, Микрософт как-то запатентовала кнопки Page up и Page down, которые сдвигают страницу документа.
Патенты выдаются не навсегда, а на определенный срок: от 5 до 35 лет, в зависимости от страны.
И тут вот появляется почва для патентных войн и так называемых “патентных троллей”.
Патентные тролли
Патентные тролли - это часто компании (реже индивидумы), которые патентуют всё подряд, но не реализуют запатентованные идеи, а используют эти патенты только для получения выплат по этим патентам.
Причем они используют определенную уязвимость системы: судиться зачастую значительно дороже, чем заплатить отступные патентному троллю. Забавно, но патентные тролли часто называют себя либо патентными диллерами, патентными холдингами, торговцами патентами и так далее. Но как не назови, сами они ничего не производят и извлекают прибыль, именно атакуя другие производящие компании.
Реальный случай
И, собственно, был у нас случай в одной из компаний, в которой я ранее работал. Как раз была претензия по одной из разработок компании и необходимо было давать показания, когда и что появилось, кто придумал и так далее. В таких случаях поднимают массу информации: всю переписку, опрашивают причастных сотрудников, собирают документацию, доступную из всех возможных систем и так далее.
Меня вот тоже решили опросить, и для этого надо было слетать в Лондон. Сам процесс подготовки и дачи показаний - это довольно интересный опыт.
В Лондоне
Прилетел я в Лондон за пару дней до опроса (мне не нравится слово “допрос”) для консультаций с нашими юристами тамошними. Они тренируют и готовят тебя давать показания. Причём не в том ключе, что "это говори, а это не говори" - это как раз ни в коем случае нельзя делать, дача ложных показаний и так далее. А скорее это такой тренинг эффективной коммуникации наоборот.
Что это значит?
В обычном разговоре мы все доброжелательны и открыты. Плюс мы часто спешим, поэтому мы неосознанно помогаем собеседнику, часто угадываем его пожелания и идём на встречу в коммуникации или же, например, вспоминаем что-то смутное в памяти и тоже рассказываем. Поясню на ярком примере:
Собеседник А спрашивает:
Вы не могли бы рассказать о том случае осенью 2012 года?
Собеседник Б отвечает:
Да, это было осенью 2012 года, был четверг, мы поехали на ужин в ресторан “Слон”, бла бла бла.
Вполне себе обычный разговор, да? Да, но не в случае опросов, допросов и прочего.
В случае такого вот интервью "вражеской" стороной, вы должны занять ровно противоположную позицию: вас о чем спросили, вы о том и отвечаете, то есть на примере выше:
Собеседник А спрашивает:
Вы не могли бы рассказать о том случае осенью 2012 года?
Собеседник Б отвечает:
Да, могу.
И все.
Причём, если вы:
- не уверены, что там было осень 2012 года,
- помните плохо или не помните,
- или вы не были свидетелем и знаете что-то со слов других,
это всё равно тому, что вы не знаете и не можете этого сообщить/подтвердить. Об этом по сути был тренинг. Обвинить вас в утаивании или даче ложных показаний уже нельзя, но и информацией вы поделились минимально.
День X
В итоге, в день X пришли мы с адвокатами в комнату опросов. Там много камер, диктофоны кругом, адвокаты другой стороны (это еще не суд, это все предсудебные процедуры). И началось действо.
Длилось оно примерно часа два, может больше, - довольно долго, в итоге. И всё это время мы шли по списку вопросов от противоположной стороны. Из этого списка точно и уверенно я ответил на то, кто я, где я работал в такой-то промежуток времени и над чем именно работал. А вот дальше большую часть фактов я уже с уверенностью не помнил, и ответ был простой: “Я не помню”.
Так они и записали себе, что этот чувак ничего толком и не помнит.
И вот, кстати говоря, эти навыки именно “не дружественной, а формальной” коммуникации недавно пригодились мне при общении с нашими доблестными представителями ГИБДД.
Расскажу об этом в следующий раз.
Было интересно прочитать? Поставьте 👍
Если вам нравятся мои заметки, подписываетесь на наш канал. Спасибо!