Трансгуманизм — мировоззрение, в основе которого лежит предположение о том, что на данный момент человек не является совершенным, но имеются возможность, допустимость и даже желательность изменения его физического облика с целью достижения требуемых целей — обычно под ними подразумеваются бессмертие в физиологическом смысле и исправление недостатков наших тел; полное изменение внешнего облика. Трансгуманисты в качестве методов достижения своей концепции ставят средства науки, современных технологий и методы рационального мышления (про них мы говорим в другой статье).
Каждому в голову приходила мысль о том, что вся наша жизнь слишком скоротечна: не успеваешь оглядеться, как уже кардинально изменился курс валют; проходит некоторое время, оказывается, что большинство твоих бывших одноклассников либо спились, либо создали свои семьи, либо уже успешно устроились в этой жизни; а порой просто захватывает чувство ностальгии по детству и молодости — казалось бы, ещё вчера чувствовали себя юнцами. С течением человеческой истории увеличивался и объём доступных ему знаний — появляются новые науки, их отрасли, имеющиеся в том числе расширяются. Появляется всё больше и больше загадок, ответы на которые мы, возможно, так и не услышим при своей жизни — но почему же так? Почему мы должны терпеть то, что в силу наших физиологических особенностей мы не можем прожить несколько сотен лет, наслаждаясь здоровой и активной жизнью, постоянно поглощая новую информацию, шагая в ногу со временем? Почему мы должны наблюдать за смертью наших любимых домашних питомцев, вторых половинок, родителей, друзей и просто близких людей? Люди всегда задавали себе эти вопросы, но лишь недавно поняли, что же именно стоит делать.
Гуманизм нового времени восхвалял человека и ставил его на вершину природной иерархии — трансгуманизм же всё так же восхваляет и возвышает его, но признаёт, что этого мало. Биологические качества человека далеко не совершены — жизнь любого из нас может окончиться несчастным случаем (допустим, вас собьёт машина), никто не застрахован от болезней, вроде Альцгеймера и Паркинсона. Трансгуманисты не способны это терпеть.
Стандартный гуманизм кричит о том, что с помощью технологий и науки мы можем увеличить свои способности — допустим, сделать себе ночное или орлиное зрения, укрепить свои кости адамантием, или вовсе заменить свои части тела на какие-нибудь протезы. Это лишь идеальные концепции, но это то, к чему в общем стремятся сторонники трансгуманизма — расширение способностей человека. В то же время есть и аболиционизм (он же гедонистический трансгуманизм, совмещает в себе гедонизм и утилитаризм с трансгуманизмом) — направление в трансгуманизме и биоэтике, основной идеей которого заключается не расширение человеческих способностей, возможностей познать мира, а лишь максимизировать счастье каждого человека, лишить его страданий. Не столь важно, что мы можем получить за счёт технологий, когда имеется проблема с болезнями и теми же моральными переживаниями. Тем не менее, эти два движения не противоречат друг другу и успешно совмещаются. Обычно под их синтезом и подразумевается весь современный трансгуманизм.
Как только заходит речь о трансгуманизме, то достаточное количество примитивистов пытаются задавить его разнообразными аргументами — главный из них заключается в моральной концепции трансгуманистических идеалов. Ведь в действительности: имеем ли мы право вмешиваться в структуру ДНК, что была заложена Господом Богом, дабы удовлетворить свои прихоти? Не так ли ведь и трудно догадаться, что Бог дал нам такое тело, — и все мы рождены страдать. Сейчас мы не будем говорить о том, что религия — это лишь способ надавить на жалость и способ управления толпой, способной лишь повторять догматы друг за другом; нет, нет. В такие моменты на сцену выходит утилитаризм.
Утилитаризм — учение о том, что моральная концепция всякого поступка определяется его полезностью; стремление к выгоде во всех действиях (заметим, что под выгодой имеются ввиду ваши ценности: они могут быть как и эгоистичными, так и альтруистичными. Так же и с полезностью, которая может измеряться с разных точек зрения). Всё максимально просто: действие не стоит считать аморальным, если оно приводит к хорошим последствиям. Допустим, я решил изменить генетическую структуру своего организма и избавиться от наследственной болезни, заключающейся в стремлении набирать лишний вес (скорее всего, это связано с низким уровнем метаболизма). Имею ли я право вмешиваться в неё? Да, ибо в итоге оно приведёт в большинстве своём к положительным результатам и будет мне полезно
Тем не менее, утилитаризм является способной концепцией лишь на микромасштабе — примерно на таком уровне можно наблюдать взаимоотношения между людьми. Но что скрывается под самим этим понятием? До жути больное высказывание: «Цель должна оправдывать средства». Пожалуй, эта фраза знакома всем, кто хоть немного изучал историю 20 века, ведь именно ею этатисты оправдывали свои ужасные действия — геноциды, коллективизация, вмешательство в нашу личную и финансовую жизни. И в этом месте отлично подойдёт либертарианский контракт о неагрессии (сокращённо: НАП).*
В соответствии с НАПом, мы можем делать всё, что душе угодно, если оно не будет нарушать контракт о неагрессии — допустим, если мы решим принудить человека к бессмертию, то это будет нарушением контракта. И никакая польза не способна оправдать моральную концепцию подобного поступка, потому что мы уже принудили человека к действию — заставили его выполнить против его собственной воли, запретили ему самому распоряжаться своим телом. Синтез трансгуманизма и НАПа приводит нас к либертарианскому трансгуманизму.
При развитии трансгуманизма неизбежно появляются две тропы: получить «идеальное» государство с отсутствующим человеческим фактором, либо же окончательно от него избавиться и устремить свой взор к анархо-капитализму. Хоть первый вариант и звучит заманчиво, либертарианские трансгуманисты не принимают его, потому что всякое государство, так или иначе, обладает монополией на агрессивное насилие и естественным образом разрастается — в то же время у нас появляется возможность идти по пути к анархо-капитализму, по сути своей общества без монополии на агрессивное безнаказанное насилие. Мы не можем спустя столько неудачных примеров государства доверять ему — даже если нам будет казаться, что теперь-то, при трансгуманизме, всё будет хорошо, мы не можем быть в чём-либо уверены. Не начнёт ли государство распоряжаться нашими деньгами и собственностью «во имя высшего блага»?
Подводя итог: либертарианский трансгуманизм — философская концепция, основанная на синтезе двух течений: трансгуманизма — стремления расширить способности человека или максимизировать его счастье и минимизировать все его страдания путём науки, технологий и методов рационального мышления, — и либертарианства — политической философии, в основе которой лежит принцип о неагрессии. Желателен в этой связке и утилитаризм — учение о том, что моральная концепция всякого поступка определяется его пользой. При этом либертарианские трансгуманисты при выборе между «идеальным» государством и возможностью стремиться к анархо-капиталистическому обществу — отдают предпочтение второму варианту.
Наш телеграм: