Найти тему

«Я вообще-то деньги не печатаю»

Как и кто должен говорить с детьми о финансовой грамотности

Согласно исследованию PISA , примерно каждый четвёртый подросток, не умеет правильно распределять повседневные расходы. Уровень финансовой грамотности взрослых оказывается ещё ниже, в школе о деньгах тоже пока не говорят. Давайте разберемся, что дети и родители знают о финансах и почему без системного образования будет сложно изменить ситуацию.

Ни школа, ни родители не говорят о деньгах

Деньги и цифры сегодня окружают ребёнка с самого детства. Дошкольники знают всё о встроенных покупках в играх, могут заказать себе что-то в интернет-магазине. А подростки часто даже не в курсе, как выглядят наличные деньги и уверенно пользуются пластиковыми картами родителей. Кажется, что новое поколение знает о финансах гораздо больше мамы и папы и уверенно движется в светлое будущее. Но это не совсем так.

Вопреки тому, что дети сталкиваются с миром финансов гораздо раньше, чем их в родители в своё время, они мало что в нём понимают. Деньги как будто есть везде, кроме школы. Ни на математике, ни на обществознании, ни на каком-либо другом предмете ребёнку не рассказывают, из чего формируется семейный бюджет, почему брать микрокредиты глупо, а откладывать деньги необходимо. Об этом я рассказываю в своем клубе «Юных миллионеров Надежды Артемьевой», @artemeva_fin мой инстаграм.

Казалось бы, мы только и слышим, что современная школа превращается из «сакрального места» для получения знаний в центр саморазвития и приобретения полезных навыков. Но пока дети продолжают заучивать страницы учебника и получать оценки за пересказанные параграфы. Хотя сегодня у них есть моментальный доступ к любой информации, и само по себе знание или незнание конкретного факта не играет почти никакой роли.

Они выпускаются из школы, переполненные теоретическими знаниями, но не имеют ни малейшего представления, как заплатить налоги, рассчитать ипотеку или хотя бы из чего складывается их будущая зарплата.

Родители при этом часто ведут себя ничуть не лучше школы. В России вопросы о деньгах до сих пор считаются «неприличными», а мамы и папы всеми возможными способами пытаются уберечь ребёнка от «взрослых» разговоров. Не удивительно, что в итоге дети уверены, что деньги берутся ниоткуда, не умеют планировать свой бюджет и легко могут попасть в ловушку финансовых мошенников.

Существует и другая крайность: и родители, и педагоги часто понимают финансовую грамотность как очередной линейный набор знаний: что такое деньги, что такое кредит, как заработать и потратить. Но смысл её не только в этом. Она даёт человеку дополнительную силу самореализации, позволяет человеку активнее развиваться.

Экономическое мышление — именно то, чего часто не хватает нам и нашим детям

Оно становится одним из спутников свободы, потому что даёт ребёнку возможность расти независимым, выбирать, а не быть заложником системы или просто чужой воли. И когда мы говорим ребёнку, что без математики или чтения он не сможет получить нормальную работу и жить долго и счастливо, важно помнить, что оно складывается не только из этих знаний и навыков.

Считаю, что есть пять важных навыков, которым я обучаю своих детей, а так же в своем Клубе Юных Миллионеров Надежды Артемьевой ( инстаграм @artemeva_fin), я обучаю детей осознанных родителей. Пять навыков : навык благодарности, навык ведения книги доходов и вложений, навык ведения дневника успеха, навык расширения финансового мышления, навык написание списка желаний и постановки целей.

А вы обучаете своих детей таким навыкам?