СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
«Слово», известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — поход русских князей на половцев. События происходят, без малого 1000 лет назад. А шёл князь Игорь по тем местам, где сейчас проживаем мы.
Колыбель Отечества моего – Русь, древнее государство русичей. Земля Триглава и первородных богов, земля вольного казачества и моих пращуров, под небесным золото-лазурным стягом!
В начальный период великой войны Северной Руси и Южной Руси христианство потерпело поражение в борьбе за языческий Север. Началось возвратное движение к старым верованиям не только среди народа, но и в верхнем этаже социальных структур.
Идейным памятником этого периода стало «Слово о полку Игореве» языческое по духу и стилистике.
В стране же междоусобные столкновения и разбой, пылает Русь и земля полоцкая, но решают свои вопросы князья и ханы, в это время слабеет Киевская Русь и крепчает Север, северные земли Древнерусского государства, которые и получат статус государственности и дадут начало Великой России.
Так начнём же повесть сию издалече…
Прошло почти двести лет с момента официального крещения Руси. Но ещё свежи традиции ведического язычества, почитание древних богов и духов вод, лесов, полей. Они скрылись от христианского ока или превратились в нечисть. Но не надломлен ещё культ предков, народ словно затаился в ожидании чуда…
А в стране период смуты и междоусобицы, удельные князья раздирают её на части. Лихие люди бродят по дорогам, совершают набеги степняки-кочевники. А на окраинах, вместе с инородцами ещё проживают общины не принявшие христианства. Целыми поселениями они оставили отчие места, смешиваясь с другими племенами и инородцами, схоронясь малыми хуторами в лесах и в скитах пещер.
Наследников княжить становилось всё больше, а вотчины родовых князей: города и малые городища с поселением черни, уже не могли обеспечить всех претендентов. Предпринимались захватнические походы на пограничные земли, это было разумней, чем нападать на соседа.
К такой земле будет идти с дружиною князь Игорь.
Не половчанин рыскает по земле русской, и не трубят трубы славу братоубийству.
А рубят башку друг другу, ак поганыя, князья-родичи.
Так начнём же повесть сию издалече…
Ак побил Боголюбский Андрей Киев град,
Со дружиной своей за дубовы столы пировал.
Горькой славой звеня не в цимбалы,
Но в железа закованных граждан.
Двоевара хмельного подливаш
Половецкому хану.
И отрок Игорь, юный княжич,
За столом тем сидяше, потупя очи в сулею.
Через шестнадцать лет двинет он полки в половецкие земли, копьё переломить на конце половецкого поля, запечатлев сей поход летописно.
Кто является автором – и сегодня это спорный вопрос, но былинно-фольклорный эпос поражает поэтической красотой и глубиной образного восприятия очевидца, помнящего ещё «преданья старины глубокой»…
Воин, участник похода мог в устной форме передать это человеку тонко чувствующему и образованному.
Существует версия, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава.
Земля русская
Велика испокон земля русская!
Нет краю её просторам, а кордоны её застав за нескончаемым Доном.
И за Диким полем Днепра, середину которого не всяка птица одолеет.
……………………………………………………………………………………
И идут вои в походы ратные, воеводами княжими ведомы.
Не за землю отчую, но за роскошь болярскую буйну голову потеряша…
А в городах смута, да за столами пир…
……………………………………………………………………………………
Нет кроме Киева стольного города краше в Европе!
Разве Константинополь ромейский да Кордова мавроитанская,
Где потчуют медами ядными со злата.
А у нас, русичей, держава из золотой стали и ерихонка заморской краше,
Не всякому плечу удержать.
Это только хомут рабу впору.
Вот немчура и литва с варягом, и ромей с гишпаньей, и проча,
на барыш русича оком зыркают, да словом прелестным жалят,
неразумных князьёв шпыняют.
А что до половецких веж, так степных кыпчаков и кимаков каганских
Со времён Царьграда с руссами травят и ромеев цезари,
И базилевсы правоверные.
……………………………………………………………………………………
А вера, хоть Христова, хоть Даждьбогова, защитника Руси,
в едином – «НЕ УБИЙ!»
……………………………………………………………………………………
Мзду платили вассалы-ханы Киеву,
А князья-русичи сами воевали Дешт - и- Кыпчак,
Да бока подминали друг-дружке с казаками половецкими
и язычными руссами…
…………………………………………………………………………………….
Дешт – место обитания кочевых племен, а кыпчаки – это пловцы. Дешт-и-Кыпчак – половецкая степь. А набеги совершали на свои чужие земли, как половцы, так и русы. Рубились и братались, были в кровном родстве, на пирах подымали чаши за здравие врагов и отступные платили по случаю. А защитниками были князья и ханы собственных интересов, но не святой Руси или половецких земель..
В лето 1185-е Игорь выступил к меже половецкой.
По древнеславянскому календарю в начале березола – апреля, наступил Новый год. Шел ли князь за подарками к половецким родичам или по-родственному, за чаркой обмозговать сватовство своего княжича, мы уже не узнаем.
Именно в березол, весной можно увидеть Живу или Живиц - её молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землёю, бросая на неё такие ласковые взгляды, что она ещё пуще цветёт и зеленеет. А Леля – богиня весны, вдыхает в вас молодость и дарит любовь.
По весне летней, в конец березола на травный,
когда Леля с Ярилой любятся…
И ясноокая Жива возрождает мир светом - лучезарной зарёю весны,
роду зверя и птицы, и Роду людскому лепечет
о величие жизни над смертью и радости вечной любви!
Призывая в свидетели землю и небо…
Уводя по неведомым тропам в эру древнерусских чудных мистерий и волшебных мифологий, и сказаний Великого Рода славян. Где затаились их первородные божества, обратившись в наяд и дриад русов.
Голос их стал лепетом листвы Ясуни с мелодией солнечного дождя Макошь, под медленную музыку свирели, которую рождает душою своей Лель, внук Велеса.
А их святые лики затерялись в чащах легенд. Списаны они с реальных земных красавиц и героев. Каковых на Руси великой более, чем далёких ясных звёзд.
Всё это выкорчёвывало пришедшее из-за Русского моря христианство. Не с севера пришли варяги-иноземцы на Святу Русь, но с южных земель пришли они конкистадорами-миссионерами на земли славянских князей Рюриковичей.
Продолжение следует