В рамках доклада о выполнении Госпрограммы развития сельского хозяйства, был отмечен стабильный рост российского сельского хозяйства по каждому направлению начиная от животноводства и производства молочной продукции и вплоть до экспорта продукции сельхозназначения. По имеющимся прогнозам, данная положительная динамика сохранится вплоть до ее завершения. Представляется, что указанная положительная динамика во многом обусловлена увеличением государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе и санкционной политикой.
Таким образом государство, обеспечив должную поддержку, а также положительного для отрасли стечения обстоятельств в виде добровольно-принудительного импортозамещения, сделало сельское хозяйство очень привлекательным видом бизнеса в том числе и для новых инвесторов, ранее в данной отрасли не замеченных. А как известно, чем больше внимания приковано к сфере бизнеса, чем больше доходности он способен генерировать, тем он становится более открыт инновациям для снижения имеющихся затрат и тем самым увеличению прибыли.
Однако сельское хозяйство, несмотря на всю свою привлекательность с точки зрения доходности, временами может быть крайне убыточным бизнесом. Причем как из-за форс мажорных факторов, например плохой погоды, так и из-за человеческого фактора, связанного с недостаточной мотивацией или банальным отсутствием квалифицированного персонала. Именно поэтому автономные агроботы в сельском хозяйстве крайне перспективная технология, которая справится сразу с несколькими задачами: это и инновация, и модернизация, и оптимизация, и переход на качественно иной уровень средств производства.
С точки зрения реализации, в их применении в реальных условиях также не будет проблем — в отличие от автоботов, эксплуатируемых на дорогах общего пользования и несущих теоретическую угрозу жизни и здоровью окружающих людей, так как автоботы постоянно находятся на дорогах общего пользования и соответственно постоянно имеют дело с различными проявлениями человеческого фактора (опасное вождение, пешеходные переходы, велосипедисты и т.п.). Агроботы эксплуатируются исключительно на территориях, доступ на которые извне ограничен, и единственному, кому они могут нанести вред — это забредшее не туда мелкое животное, которое агробот может не заметить, к тому же которое окажется не сильно расторопным, чтобы уйти с траектории движения агробота, ну и в добавок крайне невезучим. Т.е. агроботы безопасны (на сколько это возможно) в своей зоне применения.
Таким образом, единственный барьер, который может встать на пути их повсеместного внедрения и эксплуатации — это их высокая стоимость. Однако и данный вопрос может быть изящно решен созданием единого государственного оператора автоботов, который будет их закупать и либо сдавать их в аренду фермерам, либо за плату оказывать услуги фермерам по работе агроботов на их участках.
А учитывая, что техника роботизирована, и территория обслуживания закрыта и ограничена для проникновения извне, агроботы смогут работать круглые сутки, тем самым имея возможность обрабатывать более чем в 2 раза большую территорию за то же самое время. При этом агроботы смогут обеспечить одинаково ровное качество своей работы, что несомненно будет выгодно фермерским хозяйствам.
Такое сотрудничество будет крайне выгодно не только фермерам, но и государству, т.к. благодаря такому бизнес-плану, исчезнет необходимость субсидировать сельское хозяйство и выдавать кредиты и безвозмездные субсидии на приобретение техники каждому отдельному фермерскому хозяйству, учитывая что в соответствии с имеющейся статистикой, Минсельхозом России была просубсидирована покупка более 7000 тысяч единиц сельхозтехники на общую сумму более 22 млрд рублей. К тому же стоит еще подсчитать субсидии производителям, на которые например только на 2017 год было выделено 14 млрд рублей.
Так что потенциал данной технологии огромен, а учитывая повсеместную трансформацию бизнеса в рамках программы Цифровой экономики, агроботы, как технология возможная к реализации в ближайшие год-два, могут стать одним из самых успешных кейсов по модернизации экономики, и около 80% всех эксплуатируемых в России беспилотников, так или иначе, будут заняты в аграрном секторе