Максим Саблин, "Крылатые качели". Издательство АСТ, 2019 год.
Вначале было опасение.
Название серии - "городская проза" - вызывало в памяти не Юрия Трифонова (такое жанровое разделение ушло), а Метлицкую (в лучшем случае) и сюжеты сериалов для России-1 (в худшем). Аннотации на обложке ("Верь в мечту") тоже вызывали тревогу: передо мной мотивационная алхимическая чайка богатого папы, шагнувшая в художественную литературу - самое печальное, что может быть на свете. Хвалебные рецензии закрепляли вышесказанное, а в одной говорилось про антифеминизм, патриархат и маскулинность.
К счастью, никто ничего не понял. Но обо всем по порядку.
Сюжет (сильная сторона книги) легко пересказывается. От главного героя уходит супруга и забирает ребенка. Уходит из-за козней инфернальной тёщи и карикатурно-мерзкого тестя. Герой пытается вернуть сына через суд (благо сам - юрист), проходит через все круги ювенального ада, попутно возвращаясь к детской мечте - велосипедным гонкам.
Мне книга понравилась в первую очередь тем, что это не унылый психологический реализм с ответвлениями причин и мотиваций; более того, рискну предположить: это не совсем реализм.
Напомню известный парадокс. Реализм нацелен на точность; из-за бесконечного множества характеров и ситуаций он вынужденно прибегает к типизации (пресловутый "лишний человек" и т.д.), сгущаяя краски и отбрасывая полутона - т.е., становится не совсем реализмом. Если эпоха больна, а характеры далеки от идеала, появляется гротеск и абсурд - так называемый "фантастический реализм" (не путать с магическим), в котором ощущение ирреальности достигается безо всякого вмешательства мистики - как в "Мёртвых душах", например. Реализм это или нет?
Именно так, думается, и следует читать "Крылатые качели" - не искать в книге психологической дотошности или феминистского дискурса. Главное - атмосфера, выморочная и жуткая. И суды, суды - как у раннего Достоевского, Кафки (упоминаемого в книге) или Диккенса. С последним сходств больше всего - гротескные персонажи с говорящими фамилиями (и именами; Дэв, к примеру - бес из арабской мифологии), беспримесные злодеи, атмосфера, жёсткая сентиментальность и хэппи-энд. Реальность гротескна, и проза следует за ней - как можно сетовать на избыток тех же говорящих фамилий, если один из главных ньюсмейкеров года - судья Криворучко?
К сильным сторонам книги относится крепкое, увлекательное повествование, яркость всех персонажей, включая незначительных. Выше я привёл свой опыт прочтения, но и обычному читателю "жизненных историй" будет интересно - история крепко сбитая, к тому же актуальная.
Выделил бы и два недостатка (недостатка на мой вкус, они могут трансформироваться для кого-то в достоинства). Во-первых, теория, идейная сторона - на ней завязаны многочисленные сюжетные узлы, вплоть до маленьких; скажу банальность - жизнь сложнее схем (и статистики), и слишком многое в них не вписывается. Оттого и необоснованные упрёки в "Домострое" (как и поиски критиками феминистского дискурса у Некрасовой) - засбоить бы схеме... Но она железна.
И скомканный финал. Но...право, не знаю, какой финал был бы удачным. Гибель героя на велотреке? Совсем предсказуемо и банально.
И - несмотря на схемы и идеи - мысль о роковом несовершенстве человека. Главная, на мой взгляд мысль романа.
Леонид Леонов писал:
- в человеке нарушен баланс огня и глины;
- проект "человечество" нужно закрывать.
Максим Саблин согласен с первым тезисом и не согласен со вторым: несовершенство мира пусть и трагично, но в то же время именно это делает нас людьми. И такой оптимизм может послужить нам маяком в беспробудной хтони бытия.
#крылатыекачели #саблин #городскаяпроза #роман #рецензия