К началу Первой мировой войны Российская империя располагала самым большим военно-воздушным флотом - 239 самолетов. И Россия стала первой страной, в которой было создано отдельное соединение бомбардировщиков. Это были знаменитые "Ильи Муромцы" Игоря Сикорского.
Однако количество вовсе не означало качество. Легкие самолеты были в основном иностранного производства, следовательно, были проблемы с их обслуживанием. А после начала войны появились еще большие трудности с приобретением запчастей.
Еще одной проблемой был дефицит кадров. К началу войны было всего 129 летчиков. То есть примерно в два раза меньше, чем самолетов. И уже в августе 1914 года Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич распорядился применять авиацию только в случае крайней необходимости.
Но вместе с тем надо отдать должное - командование русской армии понимало необходимость военно-воздушных сил. Соединение бомбардировщиков было создано в конце декабря 1914 года. Первый боевой вылет был совершен спустя два месяца, в конце февраля 1915 года.
За годы участия России в Первой мировой войне в армию поступило 60 бомбардировщиков "Илья Муромец" различных модификаций. Они показали отличную живучесть в боях с противником. Например, в июле 1915 года самолет поручика Иосифа Башко был атакован тремя немецкими самолетами. Были пробиты бензобаки, маслопроводы, бензонасосы. И тем не менее, экипаж сумел посадить поврежденную машину.
К слову, Иосиф Башко впоследствии стал полковником Императорской армии, в 1917 году был награжден Георгиевским оружием, после революции служил в Красной Армии, попал в плен к полякам, откуда бежал на одном из "Муромцев". Затем вернулся в Латвию, где стал в 1939 году командующим ВВС страны, а в 1940-м - генералом.
За годы войны самолетами противника был сбит один "Илья Муромец", еще три был сбиты огнем зенитной артиллерии. Но вот из-за технических проблем за это же время было потеряно два десятка машин. Проблемы по большей части возникали из-за несвоевременного и недостаточного техобслуживания вследствие нехватки запчастей.
Эффективность применения бомбардировщиков вызывала большие сомнения. Генерал А.А.Брусилов, под командованием которого войска Юго-Западного фронта провели успешное наступление в 1916 году, отмечал, что существенной пользы "Ильи Муромцы" не принесли. Несмотря на то, что на них возлагались большие надежды, подчеркивал Брусилов.
С момента первого боевого вылета и до Брестского мира в 1918 году, "Муромцы" соединения бомбардировщиков совершили четыре сотни боевых вылетов, сбросив на позиции противника примерно 65 тонн бомб. Кроме того, в воздушных боях было сбито 12 вражеских самолетов.
В общем, судя по этим цифрам, у Брусилова были основания для разочарования. Конечно, до Первой мировой войны бомбардировщиков просто не было. Следовательно, и опыт их применения нарабатывался по ходу боевых действий. Но для людей наподобие командующего Юго-Западным фронтом это не было оправданием, как можно судить по его оценке.
Будем признательны, если подпишетесь на наш канал
Самая приятная оценка нашей работы - ваши комментарии и лайки
Что еще мы можем предложить вашему вниманию? Вот, например:
Мукден: почему японские генералы после победы запросили мира
Создание Антанты: почему союз поначалу не интересовал Россию
Полковник Редль: шпион русских, которого австрийцы помнят и 100 лет спустя