Найти в Дзене
Cinema Cafe Maverick

"Подвальчик в формате селфи". Арабеска о Встрече. "Я и ты" Бернардо Бертолуччи. Поколение Z

Moi et Toi
Moi et Toi

Новое время, являющееся для кого-то безвременьем, - как будто переход от Кали Юги к Сатья Юге, - расцвету высокой морали и высоких технологий, - отличается особенным милосердием. Но даже если это и не всегда так, то милосердием отличаются люди, живущие сегодня, пробудившиеся от сна иллюзий, игр эго, амбиций, борьбы с самим собой под прикрытием войны за социальный прогресс. Уходит паранойя и уходят ложные ценности, мир взрослеет, но... Получается, что самыми взрослыми в нём оказываются те, кому нет и 20.

Этот фильм именно о них.

Moi et Toi
Moi et Toi

Свой фильм по роману Никколо Амманити (автора "Я не боюсь") Бернардо Бертолуччи подаёт камерно, скромно и ненавязчиво, - я бы сказала, в формате селфи, - потому что сегодня внутренний мир и жизнь каждого человека приобретают самое решающее значение для всего происходящего вокруг. Подумайте сами, иначе зачем Бертолуччи снимает фильм о духовном взлёте двоих подростков, об их душевном мире и об их космосе?...

Moi et Toi
Moi et Toi

Всё самое прекрасное и всё самое ужасное, все войны и и все взлёты к вершинам, все падения в бездну и все необыкновенные откровения, все кошмары и удивительные чудеса происходят внутри человека, и только потом мы, в забитой помехами и шумами коммуникаций жизни, можем увидеть на поверхности, в так называемой реальности эти искажённые символы того, что так глубоко внутри каждого из нас.

Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi

Бертолуччи, Бергман, Тарковский и Антониони уловили этот "тренд", если так можно сказать, одними из первых, - и это не удивительно, - они подготовили почву для прорыва фильма "Я и ты", - своими раздумьями о громадном влиянии человека на всё происходящее вокруг. У Бертолуччи этому послужили все работы от "Конформиста" до "Мечтателей", а в фильме "Я и ты" отточенный резец Мастера высекает из пустоты Нечто, что так сложно было бы для 30-летнего, и так легко для старца, - и в то же время, то, что так сложно было бы для подростков - героев фильма, и в то же время так легко, если бы они смогли заглянуть в волшебное зеркало и увидеть себя через 10 лет.

Moi et Toi
Moi et Toi

Но чудо этого фильма в том, что они заглянули в 14 лет в это чудо душ друг друга, и сделали это просто и ненавязчиво, как будто в социальных сетях, ничего не усложняя, потому что и так в этом мире всё усложнено дальше некуда.

Moi et Toi
Moi et Toi

Я не знаю, о чём вы подумали, читая рецензию, но это фильм о Встрече брата и сестры, которые до этой встречи ненавидели друг друга из-за предательства их отца. И эта чистейшая и невинная история под рукой Бернардо Бертолуччи приобретает по-настоящему революционный оттенок.

Встреча 14-летнего Лоренцо (блестяще исполненного Якопо Ольмо Антинори, позже он сыграет в фильмах "Девушка в Тумане", "Наши мальчики", "Мария Магдалина" с Руни Мара и "Медичи: повелители Флоренции" ) и 16-летней Оливии (не менее блистательная игра Теа Фалько) передана, главным образом, психологизмом мимики актёров, а также волшебством оператора (Фабио Чанкетти, "Мечтатели", "На десять минут старше: виолончель"), - игрой оттенков светотени, игрой эмоций в ограниченном пространстве подвальчика, - и только за счёт этого нагнетается напряжение, - приём, в общем-то знакомый ещё с "Луны" и "Мечтателей". И почти театральный - аристотелевское единство места, времени и действия. И не случайно рефреном к фильму стала песня Дэвида Боуи «Space Oddity» о подвиге открытого выхода в космос на одной только вере, потому что фильм и посвящён этой Встрече, - Космосу двух самых близких на свете душ, - а такими являются все души на планете, - когда две ауры переплетаются в знаке бесконечность...

Moi et Toi
Moi et Toi

И значение этой Встречи оказалось важнее, чем все глобальные катастрофы, потому что, в сущности, только наш индивидуальный мир и определяет быть ли всеобщей гибели или быть Красоте и Гармонии на нашей планете. Каждый важен, каждый звезда, и это не выдумка, - в мире Инстаграма или Твиттера ты - часть поколения, ты, действительно, интересен, услышан, принят и понят, и тобой искренне восхищаются.

Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi

И в своём "Ты и Я" Бертолуччи сделал монтаж и твоего селфи души, и моего, и он разрушил барьеры между нами, ведь на этих барьерах и строилась многовековая паранойя и ложь, доставшиеся нам от предыдущих цивилизаций, семей и родителей.

Moi et Toi
Moi et Toi

Вы заметили, что при всех высоких технологиях так важна, так востребована стала простая одежда, - посмотрите блоги Сарториалиста, стритстайлеров или звёзд шоу-бизнеса, - и простая экологически чистая вегетарианская еда, и красивая атмосфера технологичных "умных домов" на побережьях океанов, - да-да, обо всём этом - новый фильм-поэма Бертолуччи, и всё это уже находится как потенция, как сингулярное состояние перед рождением Вселенной, в подвальчике, где и встретились души Брата и Сестры. И не случайно так же чисты их отношения, не случайно режиссёр показал Встречу именно родных людей, а не друзей или любовников.

Moi et Toi
Moi et Toi

Да, игра Якопо и Теи поистине удивительна, - они проживают свои жизни перед камерой, и мы им верим, потому что понимаем, что, в сущности, у этих людей тоже никого нет, кроме нас, а у нас никого нет, кроме них, - ведь разве же поймут родители, что такое искать любви, а не порицания, - через наркотическое саморазрушение Оливии, или разве они поймут, что "спать как психопат в подвале вниз головой", - крик отчаяния Лоренцо, - страшнее и искренней, чем православная (ну или католическая) заповедь "почитай отца и мать", ибо и являются этим почитанием, а вся религия и мораль отступают перед их невинными муками распятия во имя поиска Любви. Актёры показывают нам это настолько натуралистично, что я не могла удержать слёз во время просмотра. И между мной и экраном разрушались все завесы, а Боуи пел о Космосе.

И что оставалось героям - только найти Любовь друг в друге. И мы верим, что это та Любовь, которая никогда не кончится и теперь это навсегда, и она, по духу своему, чем-то похожа на финальную молитву (Бах «Страсти по Матфею») в "Жертвоприношении" Тарковского и чем-то похожа на последние мгновения жизни Донни Дарко: "... И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится"...

Рецензия посвящается Олегу Суслову, моему брату (если ты это прочтёшь когда-нибудь, то вспомни ту зимнюю Набережную после того как мы посмотрели выставку Рокуэлла Кента)
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi
Moi et Toi

Живой Журнал