Найти в Дзене
Mankind

Эль Греко

(1541-1614) Греческий художник, скульптор и архитектор, один из основных представителей испанского Возрождения.  Доменикос Теотокопулос родился в королевстве Кандия, то есть на острове Крит в период, когда он был колонией Венецианской республики. Он происходил из процветающего семейства богатого торговца и сборщика податей Георгиоса Теотокопулоса. В венецианский период Кандия была культурным центром, где процветала так называемая критская школа иконописи, которая сочетала византийский канон, античное наследие и его переосмысление художниками Ренессанса. В традициях это живописной школы и проходило начальное обучение Эль Греко. К 22 годам он значился в хрониках уже как «Мастер Домениго». Это значит, что к этому времени он стал полноправным членом гильдии художников, в которую входили порядка двухсот живописцев, и даже владел собственной мастерской. По мнению исследователей, семья художника исповедовала греческое православие, однако после переезда в Европу сам Эль Греко принял католичест

(1541-1614) Греческий художник, скульптор и архитектор, один из основных представителей испанского Возрождения

«Портрет старика», 1595-1600 годы, предположительно автопортрет
«Портрет старика», 1595-1600 годы, предположительно автопортрет

Доменикос Теотокопулос родился в королевстве Кандия, то есть на острове Крит в период, когда он был колонией Венецианской республики. Он происходил из процветающего семейства богатого торговца и сборщика податей Георгиоса Теотокопулоса. В венецианский период Кандия была культурным центром, где процветала так называемая критская школа иконописи, которая сочетала византийский канон, античное наследие и его переосмысление художниками Ренессанса. В традициях это живописной школы и проходило начальное обучение Эль Греко. К 22 годам он значился в хрониках уже как «Мастер Домениго». Это значит, что к этому времени он стал полноправным членом гильдии художников, в которую входили порядка двухсот живописцев, и даже владел собственной мастерской. По мнению исследователей, семья художника исповедовала греческое православие, однако после переезда в Европу сам Эль Греко принял католичество. Главным произведением критского периода Эль Греко считают икону «Успение Богородицы», написанную в классической иконописной традиции на доске темперой с использованием позолоты. 

«Успение Богородицы»
«Успение Богородицы»

Около 1567 года Эль Греко, ожидаемо для живописца эпохи Возрождения, переехал в Венецию, где прожил порядка трех лет. Если верить письмам близкого друга художника, Джулио Кловио, Эль Греко учился у самого Тициана (мэтру на тот момент было под 80). В 1570 году Эль Греко переехал в Рим, где написал серию работ, в которых отразил опыт, полученный в Венеции. Ряд исследователей считает, что художник возвращался туда в свой римский период. В Риме Эль Греко познакомился с кардиналом Алессандро Фарнезе, который был известным коллекционером и покровителем художников, а также с гуманистом, историком и антикваром Фульвио Орсини, который впоследствии купил семь полотен художника. В отличие от других представителей критской школы, переехавших в Венецию, Эль Греко сделал ставку на развитие собственного отличного стиля, в котором прослеживаются черты венецианского Возрождения. Несмотря на широкую популярность — а скорее всего именно из-за нее — художнику пришлось столкнуться с враждебностью критиков. 

«Поклонение волхвов», 1568 год
«Поклонение волхвов», 1568 год

В 1577 году Эль Греко переехал в Мадрид, а затем в Толедо, бывший на тот момент густонаселенным мегаполисом и религиозным центром Испании. К приезду художника король Филипп II Испанский как раз был занят строительством монументального архитектурного ансамбля монастыря и своего дворца — Эскориала. Монарх столкнулся с проблемой — расписывать интерьеры пышной резиденции оказалось некому: Тициан почил, а Тинторетто и Паоло Веронезе отказались переезжать в Испанию. Для Эль Греко настал очень удачный момент. Кловио и Орсини свели художника с приближенным Филиппа Бенито Монтана, а так же с сыном настоятеля Толедского собора Диего де Кастилья. План был прост —зарекомендовать себя в Толедо, через семью Кастилья выполнить несколько значимых заказов, через Монтана выйти на монарха и увековечить свое имя, расписав стены дворца. К сентябрю 1579 года он закончил девять работ для монастыря святого Доминика, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». И даже получил два важных королевских заказа — «Поклонение имени Христа» и «Мученичество святого Маврикия». На этом этапе что-то пошло не так: работы Филиппу не понравились и он больше ничего у Эль Греко не заказывал. Историки утверждают, что монарх был очень взыскательным клиентом. Так или иначе, шанс на королевское покровительство для Эль Греко был потерян. Впрочем, это в определённом смысле даже развязало ему руки, и артист смог в полной мере реализовать свой стиль — через 300 лет его работы легли в основу творчества импрессионистов. 

«Вид Толедо», 1596-1600 годы
«Вид Толедо», 1596-1600 годы

Художник был тепло принят и стал знаменит в Толедо, где основал свою мастерскую в 24-комнатном доме, арендованном у герцогов Эскалона. К 1607 году Эль Греко написал три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо; три полотна для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде; главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе — с этими заказчиками живописец судился из-за проблем с оплатой своих работ. В 1608 году Эль Греко получил свой последний крупный заказ: госпиталь Иоанна Крестителя в Толедо. Во время работы над этим заказом, в марте 1614 года, Эль Греко серьёзно заболел и скончался месяц спустя.

Автор: Ксения Божинская