Найти тему
Юрий Кочетков

Наследство Лужкова

После смерти Ю.М.Лужкова все бросились активно обсуждать – какое наследие оставил этот неординарный человек.

А вот мне стало интересно другое – какое наследство он оставил детишкам? 18 лет управлять, властвовать одним из крупнейших мегаполисов мира – и что? Причем, время-то было самое золотое, нажористое.

Список пока очень короток: одна квартира на 3-й Тверской-Ямской улице. Квартира приличная (450 квадратов), но райончик так себе. Вроде как еще пасека с угодьями в Калужской области. Ну и убыточный (?) конезавод с приличным участком в 5 тыс.Га в Калининградской области. ИНТЕКО давно принадлежит банкирам, хотя жена, наверное, не бедствует. Она ведь хороший была предприниматель, как-то у ней все очень здорово получалось в бизнесе. До 2010 года.

В любом случае, средненькие наследуемые активы по меркам «Форбса». Никак не пропорционально тем возможностям, что он имел. Парадокс, кстати, хорошо знакомый.

Это парадокс имени ВКП(б).

Обратите внимание - на историческом плакате отмечены две временные точки процесса: перехват власти и перехват собственности у потенциальных реставраторов
Обратите внимание - на историческом плакате отмечены две временные точки процесса: перехват власти и перехват собственности у потенциальных реставраторов

Маленькая партия-секта обладала гомерической властью над самым большим государством в мире. Однако в материальном плане это была партия полных нищебродов.

В 2017 году ВКП(б) совершила рискованнейший переворот, захват власти. Шансы удержаться были мизерные. Но большевики кинули клич «грабь награбленное!» и произошло чудо. Вокруг них сплотились действительно массы, которые прикрыли большевичков от всех конкурентов-интервентов.

Трюк в целом не новый. Суть его состоит в следующем: в смутную эпоху формируется сильная, устойчивая банда, которая устраивает уничтожение предыдущей власти и декларирует старт перераспределения имущества и средств производства. В случае удачи акция зовется революцией, в случае неудачи – мятеж, путч, бунт. В результате перераспределения у потенциальных конкурентов (жрецов, лендлордов, дворян, членов королевской семьи и т.п.) изымаются активы, без которых они оказываются не в силах произвести реставрацию власти.

Характерно, что большевики мастерски приклеили ярлык «бывшие» предыдущим собственникам активов. И декларировали их постепенное, поэтапное уничтожение. Которое осуществили ровно ко Второй Мировой Войне. На деревне роль «бывших» выполняли кулаки и подкулачники, на идеологическом фронте – священнослужители.

Что там дальше по схеме процесса?

Удачливая банда укрепляется, делит награбленное между собой, убивает недовольных своих членов («чем меньше нас, тем больше достанется на каждого!») и после этого формирует новую элиту. В ходе этого процесса выдвигается лидер (обычно принципиально новый), который силой коронует себя, и мы в итоге имеем цикличное воспроизведение процесса. Такими фигурами были Наполеон, Мао-Цзедун, Сталин.

Где здесь парадокс?

Парадокс ВКП(б) состоит в том, что, пожалуй, впервые в истории не было этапа дележки материальных активов и средств производства. Коммунисты в 20-30-ые годы топорами били себе по рукам (в прямом смысле!), лишь бы ничего не прилипло. ВКП(б) было сектой, куда невероятно трудно было попасть, но крайне легко вылететь. В цепочке «ограбить-поделить-убить лишних» исчезло среднее звено!

Возникло 70-летнее коллективное владение имуществом и хозяйством. Причем, унаследовать члену семьи видного коммуниста пакет акций СССР было невозможно. Квартиру-дачу – еще и так и сяк, но не более того.

Такое отношение к потенциальным членам партии было нормой. Этому отказали, что не плясал вприсядку на каждом субботнике.
Такое отношение к потенциальным членам партии было нормой. Этому отказали, что не плясал вприсядку на каждом субботнике.

Есть мнение, что большевики-коммунисты долго готовили приход этапа дележки, но всё как-то не решались. Вплоть до Горбачева. На мой сугубый взгляд дележку наиболее логично было бы произвести после смерти Сталина, но... история не знает сослагательного наклонения.

По сути, период 92-96 годов прошлого века – это и был период дележки награбленного в 1917-м и приумноженного трудом советского народа. Причем, если приглядеться, то в ходе дележки основные куски выхватили отнюдь не партийные бонзы. И даже не «красные директора», которые поголовно были членами партии. Кооператив «Озеро» долго занимался тем, что отбирал то, что попало в откровенно «неправильные руки». Между прочим, путч августа 1991 года – это была последняя попытка вновь отсрочить делёжку, которая не была поддержана ни одним из слоёв населения или ветвей власти.

Лужков, похоже, сам прошёл мимо кассы. Как и поколения большевиков до него. Ну, разве что взял сельскохозяйственную земельку. Ну, так она у нас не в самой великой цене – не те климатические условия. На Дальнем Востоке гектарами раздают, да что-то не берёт народишко.

Был ли покойный нравственным человеком? – спрашивал Остап Бендер своих спутников. Юрий Лужков, видимо, был.

В большевицком понимании нравственности.