В экосистеме Сбербанка уже много сервисов, не связанных с банковскими услугами и финтехом. Среди последних — запуск платформы SberFood и создание студии анимации. Зачем крупнейшему розничному финансовому институту страны идти на непрофильные рынки? Стратегия банка основана на глобальных тенденциях цифровизации, интеграции клиентских сервисов в многопрофильные лайфстайл-экосистемы. Только так банк встроится в цепочку добавленной стоимости в цифровом мире ближайшего будущего и повысит свою капитализацию.
В августе 2019 года Сбербанк объявил о намерении создать совместное предприятие с «Союзмультфильмом». Новая компания будет снимать анимационные фильмы и производить смежный мультимедийный контент. Также Сбербанк планирует использовать героев для продвижения своих продуктов. Казалось бы, странная сделка для финансовой организации, но это лишь одна из ряда подобных.
Сбербанк развивает экосистему непрофильных сервисов с 2013 года, постепенно выходя на новые рынки. В экосистему входят как дочерние структуры, так и независимые компании, с которыми Сбербанк заключает партнерские соглашения.
Что входит в экосистему Сбербанка
Создание экосистем — глобальная тенденция. В российской банковской отрасли их развивают Альфа-Банк, Тинькофф, ВТБ и другие банки. Это реакция на потребности «цифрового» поколения, которое взрослеет и привыкло к определенному технологическому уровню жизни. И финансовые организации боятся потери клиентуры, если не обеспечат соответствующий сервис.
Поэтому в 2018 году Сбербанк утвердил новую стратегию, согласно которой к 2020 году он трансформируется в универсальную технологическую компанию. Тогда его конкурентами станут Google, Amazon и Alibaba. Как пояснил Герман Греф, как интернет-компания Сбербанк стоил бы «в разы дороже».
В декабре 2018 года в банке создана дирекция по развитию экосистемы SberX. Новое подразделение заменило дирекцию по развитию цифрового бизнеса. Задача SberX — координация развития экосистемы с другими бизнес- и функциональными блоками банка, компаниями группы и партнерами банка.
Мнение аналитиков: от клиентов к новым доходам
Большими базами клиентов обладают компании таких отраслей, как ритейл, транспорт, телеком, страхование и банки. Самые технологичные из них, а это в первую очередь банки, хотят монетизировать знания о клиентах.
Поэтому ключевым инструментом развития бизнеса и роста капитализации для банков становятся лайфстайл-экосистемы, поясняет Сергей Вихарев, директор технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ. По его словам, на мировом рынке и в России появляются системы открытых API, которые оставляют банку только процессинг. А это значит, что один банк в любой момент может быть заменен на другой. «Поэтому развитие собственных экосистем — шаг, важный для обеспечения доходов и вынужденный для защиты традиционного банковского бизнеса. Банк может сопровождать клиента в течение всей жизни, поэтому довольно естественен интерес банков к аналогичным по долговременности взаимодействия отраслям. Российские банки активно реализуют собственные проекты в здравоохранении, образовании, ритейле и отчасти транспорте. Поэтому создаваемые экосистемы выходят далеко за рамки ИТ- и fintech-стартапов», — отмечает он.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, распространение технологий больших данных, замена части сотрудников на роботов и электронных помощников уже экономят миллиарды рублей чистой прибыли ежегодно. «И Сбербанк, занимая более половины финансового сектора России, просто обязан быть впереди», — говорит эксперт.
Кроме того, новые технологий обработки, передачи и использования данных позволяют заработать не только на финансовых услугах, но и в смежных областях, рассказывает Илья Жарский. «Это может быть продажа технологий и процессов, а также сопровождение по целому ряду направлений. Конечно, часть из них не окупится. Поэтому Сбербанк поддерживает институт стартапов, позволяя быстрее находить и внедрять эффективные приемы и технологии в своей повседневной деятельности, а также для своих партнеров», — отмечает он.
«Развивать экосистему в том или ином виде — важно сегодня для любого банка, особенно розничного, просто чтобы через несколько лет не остаться за бортом финансовой индустрии», — считает аналитик Moody’s Ольга Ульянова.
Интересно сопоставить планы по развитию экосистемы, которые заявило руководство Сбербанка в 2017 году, и приведенную таблицу. Сегодня банк встроился в цепочку добавленной стоимости во всех этих сегментах.
Взамен партнеры получили доступ к данным о клиентах и новым технологиям. ИТ-функционал экосистемы включает сервисы идентификации клиентов, быстрого обмена данными и прочие интересные возможности. Единые программные интерфейсы облегчают подключение к платформе.
Ставка на данные, ИИ, блокчейн
Конечно, для эффективного управления экосистемой необходима единая ИТ-платформа, к которой смогут быстро подключаться все новые участники. Но кроме этого требуется постоянно совершенствовать стек системообразующих ИТ-решений.
В первую очередь это технологии хранения и обработки данных, в том числе облачные. В 2017 году банк создал Data Science — сообщество и Академию технологий и данных. Сейчас в банке формируются институты CDO (Chef data officer) и CDS (Chief data scientist), которые работают над управлением корпоративными моделями данных и созданием моделей для проектов, использующих технологии искусственного интеллекта.
К слову, Сбербанк зарабатывает на искусственном интеллекте $2-3 млрд в год за счет применения технологии в оценке рисков, скоринговых моделях и управлении продажами. Годовой доход и экономия издержек от реализации 10 проектов с использованием ИИ в рамках Центра технологических инноваций Сбербанка составляли в 2017 году в общей сложности $13 млрд. До 99% решений в Сбербанке по кредитам физлицам в 2018 году принимались автоматически, с помощью искусственного интеллекта. По итогам пилотного проекта роботизации контактного центра для корпоративных клиентов скорость обслуживания выросла на 50%. Конечно, приведены собственные оценки банка.
В 2018 году банк открыл блокчейн-лабораторию. Дочерняя компания «Сбербанк Факторинг» внедрила децентрализованную открытую систему для проведения сверки данных по поставкам между участниками факторинговой сделки на основе смарт-контракта. Всего на конец 2018 года банк реализовал более 20 различных блокчейн-пилотов, например совместно с «Северсталью», «М.Видео», ФАС.
Основные направления развития
Электронная коммерция
Вместе с «Яндексом» Сбербанк развивает Яндекс.Маркет, который объединяет 25 тыс. частных интернет-магазинов. Цель на горизонте пяти лет — достичь объема продаж в 500 млрд рублей.
Это не единственный проект в сфере интернет-ритейла. В июле 2019 года стало известно, что Сбербанк и Mail.Ru Group решили создать совместное предприятие стоимостью свыше 100 млрд рублей. Компания станет ведущей российской платформой o2o-сервисов (online-to-offline) в сфере еды и транспорта на рынках, объем которых превысит 1 трлн рублей на горизонте трех лет. Mail.Ru Group внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил». Сбербанк — долю в Foodplex и деньги на развитие.
Здоровье
В 2017 году Сбербанк приобрел контрольный пакет акций в компании DocDoc. Это маркетплейс медицинских услуг, объединяющий более 2600 клиник-партнеров и более 38 тыс. квалифицированных докторов разных профилей. По мнению Марка Завадского, e-health, или цифровое здравоохранение, будет активно развиваться по направлениям: торговля лекарствами, страховая медицина, запись к врачу, телемедицина и другие сервисы. Важно смотреть на перспективы комплексно и развивать соответствующую экосистему.
Биометрия
В ноябре 2017 года Сбербанк приобрел пакет акций в компании VisionLabs, это один из лидеров глобального рынка распознавания лиц. Компания входит в мировой топ-3 по уровню точности идентификации (99,17%). Сотрудничество с VisionLabs позволяет развивать биометрический идентификатор, обеспечить высокий уровень информационной безопасности экосистемы. Идентификатор использует также распознавание по голосу, сетчатке глаза и другим биометрическим факторам.
Недвижимость
Дочерний центр недвижимости от Сбербанка развивает портал «Домклик». Это онлайн-площадка для приобретения недвижимости, начиная от оформления заявки на кредит до подачи документов на государственную регистрацию права собственности. Есть также встроенный поиск — сервис подбора готового жилья и квартир в новостройках, аккредитованных Сбербанком.
Сбербанк разработал сервис на основе машинного обучения для массовой оценки коммерческой недвижимости. Нейронная сеть обрабатывает информацию о характеристиках объекта, его местоположении, пешеходном трафике, ценовом зонировании, а также близости более чем к 200 категориям точек интереса (POI). Сервис охватывает 36 крупнейших городов России с населением от 500 тыс. человек и используется для оценки объектов типа street retail. Планируется его расширение на другие сегменты коммерческой недвижимости.
Кибербезопасность
В 2017 году компания BI.Zone, на 100% принадлежащая Сбербанку, вышла на рынок кибербезопасности, выполнив первые коммерческие контракты с заказчиками из России, стран СНГ и других стран. Компания реализует проекты Fraud Monitoring as a Service (анализ финансовых транзакций для выявления мошеннических операций) и Threat Intelligence Platform (платформа по сбору и обработке технической информации, позволяющей заказчикам защищаться от кибератак и расследовать инциденты). Также BI.Zone запустила лабораторию по тестированию решений в области защиты информации для нагрузочного и функционального тестирования.
Мобильный оператор
«Поговорим» от Сбербанка — виртуальный мобильный оператор, который предлагает гибкий подход к формированию тарифа и онлайн-контроль за расходами на мобильную связь и интернет с широкой сетью покрытия в России. Одно из направлений развития — мессенджер и выход на рынок интернета вещей. К 2020 году мобильный оператор планирует нарастить клиентскую базу до 3 млн пользователей.
Малый и средний бизнес
Компании Segmento и «Эвотор» предлагают решения для корпоративных клиентов Сбербанка. Segmento предлагает комплексный инструментарий для управления рекламными кампаниями. «Эвотор» создает экосистему управления продажами, которая позволит компаниям собирать и анализировать данные о продажах товаров и автоматизировать рутинные процессы.
С 2012 года Сбербанк развивает проект «Деловая среда» для поддержки предпринимателей. В 2018 году «Деловая среда» совместно с Минэкономразвития РФ запустила платформу, где собрана база знаний для предпринимателей. Сбербанк инвестировал в этот проект 300 млн рублей, еще столько же составила субсидия от Минэкономразвития.
ИТ-образование
В прошлом году Сбербанк открыл в Москве «Школу 21» для тех, кто желает учиться программированию. Обучение в школе полностью бесплатное и круглосуточное. Ее особенностями являются отсутствие привычных оценок, рейтингов и преподавателей, а также занятия в форме peer-to-peer. Такой формат предполагает тесное сотрудничество между студентами и коллективный обмен информацией. Обучение длится от 1,5 до 4 лет в зависимости от специальности.
Сбербанку требуется большое число специалистов с творческим мышлением и нестандартным подходом к решению технических проблем, говорит Илья Жарский. Если экосистема будет эффективной, для ее поддержания и развития потребуются тысячи программистов. Для сравнения, на Alibaba работают около 300 тыс. ИТ-специалистов. Школа поможет обеспечить кадровый резерв.
Прибыль, отложенная на пять лет
В мае 2019 года Герман Греф сообщил, что Сбербанк уже инвестировал в развитие экосистемы более 60 млрд рублей, но не ожидает от дочерних компаний высокой прибыли в ближайшие пять лет. «Если сейчас наиболее заметными являются предложения скидок и отдельных товаров, то в будущем можно ожидать участия банков, например, через кредитование, в построении индивидуальных образовательных и карьерных траекторий, а также управлении качеством жизни, как минимум в части физического здоровья. В будущем банки имеют шансы зарабатывать не на процессинге или рекламе, а на сопровождении самого жизненного пути клиента», — заключает Сергей Вихарев.
Автор: Алексей Охлопков
Источник: https://mcs.mail.ru/blog/multfilmy-produkty-vrachi-zachem-banku-neprofilnye-servisy