Найти тему
Учебный Центр АВД

Квадроцикл домашнего приготовления

Самодельные ATV как кладезь оригинальных технологических решений

Ход инженерно-прикладной мысли

Конструированием самодельных вездеходов народ занимается с тех пор, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания. С новой силой этот вид хобби разгорелся с внедрением в жизнь такого чуда техники как квадроцикл. До этого отечественные кулибины в основном лепили относительно примитивные каракаты на базе мотоцикла, почти ничего не меняя в конструкции: к задней оси приваривались полуоси, на концы которых сажались камеры от колес какого-нибудь грузовика, перетянутые в пяти-шести местах толстыми матерчатыми лентами для лучшего сцепления с поверхностью. Для формирования обода применялась арматура. Передняя вилка на зиму оборудовалась чем-то наподобие лыжи.

Были и конструкции внушительных размеров — с фанерной кабиной на несколько мест, автомобильным двигателем и тоже на шинах низкого давления в виде больших колесных камер.

Первый самодельный квадроцикл 4х4 появился раньше, чем конвейерные экземпляры. Это исторический факт, отсылающий в Америку середины 50-х годов прошлого века, когда инженеры еще неизвестной тогда фирмы Polaris углубились в тему создания маленького трактора. Но получился не совсем трактор. Точнее, совсем не трактор, а ATV (All Terrain Vehicle – вседорожник - так назвали авторы свое детище).

В России сегодня самодельных квадроциклов настолько много, что пересчитать все конструкции просто невозможно. Тем более неблагодарное занятие давать советы, как собрать четырехколесный мини-внедорожник. Как говорится, ученого учить — только портить. Можно попытаться лишь схематично набросать направления, по которым развивается доморощенная инженерно-прикладная мысль.

Квадроцикл не велосипед — можно и изобрести

Платформой для самодельного ATV могут служить несущие элементы кузова легкового автомобиля, рама мотоцикла, мотороллера или скутера. Встречаются даже варианты на основе мотоблока-культиватора. Но для полной аутентичности материалом выступают швелера и трубы, из которых с помощью сварки изготавливается каркас. Чаще всего выдумывать не приходится: подробные чертежи будущего квадроцикла класса made by hand на любой вкус можно найти в Интернете.

На втором этапе запланированное чудо техники обрастает ходовой частью — мосты, колеса, подвеска… Оба моста самодельного квадроцикла желательно иметь разрезные. Для этого кто-то умудряется раздербанить мост-балку и слепить из полуосей и редуктора независимую подвеску, кто-то, не мудрствуя лукаво, берет за основу штатные элементы от передка какой-нибудь легковушки и делает отчаянный апгрейд. Вообще самодельная подвеска квадроцикла — кладезь неожиданных решений, порой идущих вразрез с теорией механизмов машин.

Но главное — двигатель. Мотоциклетные варианты (например, мощные движки от «Урала» или «Днепра») подходят отлично; другие не очень, так как придется изобретать собственную систему охлаждения. Широко используются автомобильные агрегаты — от «Оки» или «Запорожцев». Встречаются очень оригинальные конструктивные решения. Например, если движок «Оки» расположить не поперек, как в оригинале, а продольно, можно избавиться от необходимости устанавливать раздаточную коробку. Тогда валы пойдут не к колесам, а к переднему и заднему мостам. Все отцентровать — дело техники.

Проектирование квадроцикла следует начинать именно с подбора двигателя, чтобы рассчитать проектную энерговооруженность будущего шедевра (отношение массы аппарата к мощности двигателя).

Если продолжить тему подвески, то при ее доводке до ума учитывается большое влияние на внедорожные качества квадроцикла величина вертикального хода колес. Для ее увеличения устанавливаются удлиненные амортизаторы и соответствующие пружины.

«Вишенка на тортике» - кузов, который должен быть по возможности легким. Поэтому изготавливается он путем деформации пластика с применением строительной пены, клея и прочих хозяйственно-бытовых материалов.

Конечно, полученный квадроцикл не зарегистрируют ни в Гостехнадзоре, ни тем более в ГИБДД. Но по лесам, полям и болотам ездить никто не запретит. Пройти обучение на квадроцикл и получить права, можно в Учебном Центре АВД.