Найти тему

Почему не надо учить аутиста буквам?

Со сколькими родителями детей с ЗРР я ни общалась, все сразу хотят учить своих детей буквам. Или английскому, на худой конец. Детям по 2-4 года. Вот так - жестко.

Городская библиотека
Городская библиотека

Моему сыну 4. Интеллектуальное развитие в норме. Он говорит и очень интересуется чтением. Читает, в основном, буквы на канализационных крышках :), ладится писать. Но ни я, ни его педагоги не торопимся сажать его за букварь.

Говорит-то он простыми предложениями на уровне 2,5 летнего ребенка, типа:

- Мама, дай печенье. Вода плохая. Налей чистую.

- Мама поймаЛ летящая тарелкА.

Также есть проблемы с пониманием речи (ниже возрастной нормы), построением диалога и общением, игра бедновата для своего возраста.

Я консультировалась со многими специалистами. Так вот: сажать за букварь моего ребенка РАНО.

Сначала нужно по максимуму наладить игру, речь и коммуникацию.

Я смотрела разные обучающие ролики для детей с РАС, там многое строилось на ПЭКС и глобальном чтении потому, что:

- у многих детей с РАС есть большие проблемы с пониманием речи;

- у многих детей с РАС есть проблемы с произнесением слов;

- у многих детей с РАС письменная речь получается более связанной, чем обычная.

Вероятно, когда задержка речевого развития очень большая, имеется сенсо-моторная алалия, есть смысл вытягивать ребенку речь через чтение. Но пока логопеды не видят у нас такой сложной ситуации. Поэтому я просто читаю сыну вслух. Ну и говорю ему, какие буквы он видит на своих крышках.

А читать раньше, чем говорить - вредно. К такому выводу пришли не только дефектологи, но и родители нейротипичных детей, погнавшиеся за модой. Потому, что:

- раннее чтение подавляет развитие других функций мозга;

- механическое запоминание букв это не чтение: современные педагоги учать читать по складам;

- время у мамы с папой не резиновое, лучше потратить его на изучение более важных навыков,

- сам ребенок может быть не готов к чтению, что вызовет негативизм и неприятие письменной речи в дальнейшем.

Когда же можно учить ребенка читать? Более-менее говорящего - в 5-7 лет. В 3+ полностью неговорящего ребенка можно учить просьбам по карточкам ПЭКС. Срок для обучения чтению у неговорящих детей с РАС индивидуален и решается с опытными педагогами.

А английский и французский аутичным детям с ЗРР рекомендуется изучать тогда, когда родной язык уже освоен на приличном уровне. И начинать с чего угодно, кроме букв.

Вот такое у меня мнение, а вы как думаете?