Найти тему
История Всего

Итальянцы трусы? Эти коммандос стали героями и изменили стратегию войны на море

Во время первой мировой войны на море впервые были использованы авианосцы, массовое использование подводных лодок и нападения аквалангистов на военно-морские базы. Итальянцы были настоящими пионерами в этой области. Они проявили необычайную изобретательность и мужество.

После начала Великой войны оба блока стремились иметь королевство Италии на своей стороне. 23 мая 1915 года Италия вступил в борьбу на стороне Антанты. Это был серьезный удар по Центральным государствам, особенно по Австро-Венгрии, флот которой должен был конкурировать с объединенными силами Франции, Великобритании и Италии.

Несмотря на огромное преимущество, Италии не удалось завоевать преимущество на Адриатике. Имперско-королевские военно-морские силы следовали доктрине «флот в готовности», что означало сдерживание противника лишь благодаря присутствию собственных портах.

Австрийская засада

Идея создания специальных десантных войск для атак на враждебные порты возникла в кругу итальянских военно-морских сил. Они должны были быть оснащены специальными надводными и подводными подразделениями, которые позволили бы им войти на австро-венгерскую военно-морскую базу в городе Пола (сегодня Пула в Хорватии).

Она имела сильные защитные устройства, что обнаружила французская подводная лодка "Кюри", затонувшая 8 декабря 1914 года во время попытки проникновения внутрь порта.

Раффаэле Россетти
Раффаэле Россетти

Смертельная пиявка

Идея использовать управляемую человеком торпеду для атаки появилась в сентябре 1915 года. Майор Раффаэле Россетти, который представил свои предложения высшим командирам итальянского флота. Отсутствие интереса со стороны властей заставило амбициозного офицера самостоятельно разработать свой проект.

9 марта 1918 года Россетти провел успешные испытания с собственной торпедой. На этот раз его работа была признана военно-морским штабом. Было решено использовать боевую конструкцию под названием Миньятта (Пиявка).

Это была модифицированная версия итальянской 450-мм торпеды. Она была длиной 4,5 метра и развивала скорость до 4 узлов. Использовалась для перевозки двух дайверов в полуопогружении в специальных боевых костюмах и двух металлических контейнеров, заполненных 170 кг взрывчатых веществ и оснащенных магнитными присосками.

Пиявка вступает в действие

6 октября 1918 года Центральные Государства обратились к США, чтобы начать мирные переговоры. Для итальянцев это был сигнал о том, что возможность использовать пиявок в бою может быть потеряна. Было решено провести операцию.

31 октября 1918 года диверсионная группа на борту торпедного катера PN65 вышла из венецианского порта. Она отправилась на имперско-королевскую военно-морскую базу в Пола, операцией командовал Констанц Чиано, отец министра иностранных дел Италии и зять Бенита Муссолини.

Атака должна была быть осуществлена ​​создателем Миньятты майором Россетти и капитаном Раффаэле Паолуччи. В нескольких милях от входа в порт торпеда была спущена на воду, а затем отбуксирована моторной лодкой на расстоянии около 0,5 км от цели.

Аквалангисты обошли первый сетевой барьер и достигли бассейна порта. После прохождения трех защитных плотин они достигли цели назначения, линкора Viribus Unitis, флагмана австро-венгерского флота.

Тонущий линкор Viribus Unitis
Тонущий линкор Viribus Unitis

Неприятный сюрприз

К удивлению итальянцев, вопреки правилам войны, корабль был полностью освещен в порту, что усложняло скрытный подход. Около 5.00 майор Россетти активировал первую бомбу и прикрепил ее к корпусу линкора под ватерлинией между четвертым и пятым орудиями калибра 150 мм.

Вторая бомба не была заложена, потому что команда линкора обнаружила водолазов. Прежде чем быть захваченным, капитан. Паолуччи выбросил вторую бомбу, а затем оба смельчака потопили Миньятту и сдались.

На борту линкора оказалось, что корабль больше не принадлежит Габсбургскому флоту, потому что 30 октября он был полностью передан сербам. Это вызвало разложение дисциплины, потому что команда, празднующая это решение, были лишены значительной части командного состава. Офицерами были в основном австрийцы, чехи, немцы и венгры, поэтому они покинули порт вместе с командующим адмиралом Миклошом Хорти.

Кровавый урожай

В этот момент итальянские офицеры проинформировали начальника Янко Вуковича де Подкапельского, командующего кораблем, о установке взрывного заряда. Его решением покинуть корабль вызвало огромное замешательство.

Наконец, в 6.44 произошел взрыв. Россетти и Паолуччи благополучно покинули корабль на борту катера и смогли полюбоваться результатом своей работы. Через несколько минут линкор перевернулся и затонул. Более четырехсот моряков были убиты, большинство из них утонуло из-за вихря, вызванного тонущим колоссом.

Итальянские дайверы были перевезены на борт старого габсбургского лайнера, где они услышали второй взрыв. Выброшенная капитаном Паолуччи бомба дрейфовала в находящийся в порту базу немецких подводных лодок Wien (водоизмещение 7367 т), которая также затонула.

Трагическая ошибка

5 ноября 1918 года база в Пуле была взята итальянской армией. В то же время все суда в порту, хотя и официально принадлежавшие союзному королевству Сербии, были реквизированы итальянцами, которые не хотели укреплять государство, с которым они боролись за побережье Далмации.

Самую ценную единицу, которую они могли захватить, они потопили всего несколькими днями ранее.

Россетти и Паолуччи вскоре вернулись в Италию, где их ждали многочисленные почести. Они получили Военный орден Савойи, высший итальянский военный орден. Кроме того, оба героя получили премию в размере 650 000 лир каждый.

Руководствуясь честью, они пожертвовали большую часть денег вдовам моряков, которые погибли на борту Viribus Unitis.

Успехи Россетти и Паолуччи дали толчок развитию специальных сил морского десанта. Кульминацией этого процесса стало создание знаменитой 10-й флотилии и ее самый большой успех - рейд на Александрию в декабре 1941 года.

Читайте так же:

Каким боссом был Адольф Гитлер?

Самые отвратительные нацистские методы зарабатывания на Холокосте