Ваш ребёнок с трудом запоминает правила, термины?
Помните, в нашем детстве были дурацкие стишки или слоганы, как сейчас говорят, которые передавались из поколения в поколение и помогали запоминать некоторые правила и термины? Например,
" Биссектриса- это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам" и так далее.
В этой статье я собрала некоторые правила по русскому языку в таком виде, кое-что придумала сама. Надеюсь, что такие правила помогут вашим детям лучше изучить грамматику.
1.Запоминаем алфавит:
А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Жэ- прикатили на еже.
Зэ И й Ка Эль Эм Эн О- дружно вылезли в окно.
Пэ Эр Эс Тэ У Фэ Ха- оседлали петуха.
Це Че Ша Ща , Э Ю Я-
Вот и все мои друзья!
Ъ знак, Ы, Ь знак- не запомнятся никак! (Б. Заходер)
2.Гласный звук:
Звук гласный- красный,
Поётся прекрасно!
А, О, У, Ы, Э, И-
нам пропели соловьи! (Т. Гордиенко)
3.Звук согласный:
Звук согласный нам не спеть,
Прорычать и прошипеть,
простучать и прозвенеть,
прожужжать, но не пропеть! (Т. Гордиенко)
4. Что такое слог:
Слог бывает лишь из гласной, (а, о, ...
В паре - гласный и согласный,(МА, МО...)
Может быть три буквы в нём- (КНИ)
В слове слоги мы найдём. А как? (Т. Гордиенко)
5. Как определить слоги в слове:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
6. Жи-ши
Дружно пишут малыши
Жи-ши с буквой и.
7. ЧА-ЩА
Чашка, чайка и мочалка,
Роща, щавель, угощать
Все слова- их, может, тыща-
Надо с буквой А писать. (Т. Гордиенко)
8. ЧУ-ЩУ
Щука, чудо, чучело-
правила измучили!
С буквой У ЩУ да ЧУ-
Я пятёрку получу! (Т. Гордиенко)
9. Куда поставить ударение в слове?
Убежал мой котик Персик
Или котик Паучок,
Спрятался опять за дверью.
Я зову: "Паучок!!
Персик- Персик, Паучок!"
Как поставить ударенье-
Скажет мне стихотворенье! (Т. Гордиенко)
( нужно позвать слово, как будто так зовут котика)
10.Безударные гласные.
Если гласная в словах
Вызвала сомнение-
Ты немедленно её
Ставь под ударение!
Леса-лес, стена-стены
моря-море, гора-горы!
11.Парные согласные.
Парные согласные- самые опасные!
В слове ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!
СКАЗКУ можно РАССКАЗАТЬ,
КОШКУ-КОШЕЧКОЙ назвать,
Превратить наш ПРУД в ПРУДЫ,
САД-в САДЫ, а МОСТ-в МОСТЫ. (О. Соболева)
12.Непроизносимые согласные в корне
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
И ужасно, и опасно
Букву «т» писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву «т» писать уместно!
13. Корень.
Слово с деревом похожи,
Корень есть у слова тоже.
Он, конечно, самый главный,
Исполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
14. Приставка.
Недаром приставка собою гордится
И встать перед корнем по праву стремится.
Чтоб новое слово образовалось,
Достаточно, чтобы она поменялась.
15.Суффикс
Суффикс перед окончаньем
После корня встать готов.
Занят он образованьем
Самых разных новых слов.
16. Окончание.
Окончания готовы
Встать в конце любого слова.
Окончанье изменяется-
Больше смысла появляется.
Белка песенка поёт
И орешка всё грызёт.
Только так не пойдёт!
Надо все наоборот!
Белка песенку поёт
И орешки всё грызёт.
17. Заглавная буква в словах
Названия рек, городов, деревень,
Озёр и морей, океанов и гор,
И улиц с заглавной писать мне не лень-
Названия их уважать я готов.
Фамилию, имя и отчество тоже
С маленькой буквы писать негоже.
Названия стран-это их имена
Пишу с большой буквы-Россия, страна
И клички животных умею писать-
В тетради красуется жирная 5! (Т. Гордиенко)
Вот почти все правила за 1-2 класс по русскому языку.
Благодарю, что дочитали до конца и приняли к сведению!
Понравилась статья? Делитесь, комментируйте. оценивайте.