Мы начали работать над новой книгой Дагласа Джакоби «Когда Бог молчит». Вашему вниманию предлагаю первую главу «Два вида боли».
«Я плакал, потому что у меня не было обуви, пока не встретил человека без ног» ‒ старая персидская поговорка.
«Доктор, лечащий боли внушеньем, На иглу сев, сказал с сожаленьем: «Хоть мне мнится, что больно, Я всё ж недовольный Тем, что кажется мне воображеньем».
Боль ‒ неотъемлемая часть жизни, она сопровождает нас с рождения до смерти. Иногда она легко переносится, как, например, дискомфорт, который я испытал при перелёте на западное побережье: меня зажало между бортом самолёта и моим соседом, а моё плечо вторгалось в его личное пространство целых пять часов. А иногда боль весьма значительна: сломанные кости, камни в почках, мигрень, травма спины, роды…
Прежде, чем погрузиться в тему божественного молчания перед лицом человеческого страдания, будет полезным отступить и изучить боль, с которой все мы сталкиваемся. Грубо говоря, есть 2 вида боли: физическая и эмоциональная. Что хуже? Молодёжь чаще отвечает: физическая. Но чем старше мы становимся, тем чаще опыт говорит нам, что эмоциональная боль сильнее и длится дольше.
И хотя никто не хочет сломать руку, многие из нас в жизни что-нибудь ломали, и можно предположить, что эмоциональной боли нам тоже не избежать.
Представьте такие варианты:
Первый вариант
Вы спотыкаетесь, падаете и ломаете руку. В больнице вам вправляют кость, накладывают гипс и говорят придти через полтора месяца. Подвижность полностью восстановится.
Второй вариант
Лучший друг предаёт вас, супруг(а) от вас уходит, а один из детей попадает в ужасную аварию. И вы ничего не можете сделать ‒ мысли путаются ‒ эмоциональная боль невыносима.
Вам нужно подумать, чтобы ответить, что из этого больнее? Если взрослым людям предложить выбрать, большинство, я уверен, скажет: «Лучше руку сломать!» Потому что это правда: сердечная боль гораздо сильнее телесной и кажется, что ей нет конца. Господь прошёл через физическую боль за нас, но эмоциональная боль, которую Ему причиняли ежедневно ‒ не только после ареста ‒ непостижима.
Сломанный палец
Физическая боль может быть мучительной, но она и рядом не стоит с болью эмоциональной. Несколько лет назад я сломал палец на ноге. Я слишком быстро шёл по дому ‒ по крайней мере, так жена говорит ‒ и ударился о косяк. По-моему, двери в нашем доме слишком узкие. (У меня плечи еле проходят в проём ‒ так я оправдываю этот перелом). После этого мне пришлось ходить с палкой, но это было ничего.
Осенью того же года мы с Вики прошли пешком от побережья до побережья. Боль (мышцы, мозоли, порезы, кровотечение) была пустяковой, особенно в свете нашей цели. Мне и в голову не приходило думать: «О! Это похоже на перелом!» Совсем нет.
Ещё через месяц я сильно вывихнул лодыжку и два месяца ходил с палкой (это произошло во время занятий экстремальным спортом: ночной прогулки с собакой). Боль в ноге не напоминала мне обо всех травмах, что я когда-либо получал. Нет, физическую боль мы каждый раз испытываем как в первый, она не накапливается. Но с эмоциональной болью всё по-другому.
Разбитое сердце
Я понял это, когда прошёл через сильную эмоциональную боль. Мне пришлось уйти с работы на церковь (после двадцати лет служения). Через несколько месяцев от рака умер папа. После неудачной операции мы пристально следили за его состоянием и видели, как ему становилось всё хуже. Мы не были эмоционально близки, поэтому я решил, что я спокойно отнесусь к его смерти.
Вечером перед похоронами, во время разговора с одним из папиных друзей, я почувствовал подступающую тоску. На следующее утро мы с братом должны были произнести надгробное слово. Речь Стива прошла нормально, а я не смог договорить из-за слёз. Я вспомнил детство, счастливые времена, когда папа носил меня на плечах. Он был высоким, мне нравилось сидеть так высоко. Когда он нёс меня в кровать, я мог дотянуться до потолка. Ещё я вспомнил запах его лосьона и его бороду на моей щеке, когда он укладывал меня спать. Озвучив эти воспоминания, я разразился рыданиями (дети никогда не видели, чтобы я плакал). Я (как, возможно, и вы) убедил себя, что если мы с кем-то не близки, то нам не будет больно, если они умрут. Как же я ошибался!
Но это ещё не всё. Через два месяца сын человека, который помог мне стать христианином, наложил на себя руки. Мы с семьёй только переехали из Австралии в США, в город, где этот молодой человек покончил с собой. Мы были благодарны за возможность поддержать его отца, мать и брата. Так горько я себя ещё не чувствовал. Потеря работы была отрезвляющей, папина смерть болезненной, но это самоубийство огорчило меня больше всего. Позже я понял, что потери шли по нарастающей, результатом чего стала острая, аккумулированная боль.
РЕЗЮМЕ
- Боль ‒ естественная часть жизни.
- По сути, есть два вида боли: эмоциональная и физическая.
- Эмоциональная боль обычно сильнее.
- Боль часто накапливается (особенно эмоциональная).