Найти в Дзене
Первые впечатления

Черная или белая сторона Queen?

Queen стала одной из первых групп, для которой полноценное визуальное сопровождение музыки стало неотъемлемой частью образа. Большое значение придавалось не только качественному звучанию песен, но и тому, как подавался музыкальный материал зрителю, как выглядели сами британские артисты. Поэтому одной из форм художественного воплощения музыки стала фотография. Сегодня предлагаем вам вспомнить одну из самых интересных и значительных фотосессий группы, которую та провела перед выходом своего второго альбома «Queen II».

Фредди Меркьюри
Фредди Меркьюри

«Это была группа, которая фактически не продала ни одной записи (к моменту выхода альбома – прим. автора), но они уже хотели обложку», - с улыбкой вспоминал фотограф Мик Рок о начале фотосессии с Queen. К тому времени он уже успел поработать с многими известными артистами, (например, Дэвидом Боуи, Игги Попом) зарекомендовав себя как мастера визуального искусства. Поэтому для воплощения своих смелых художественных идей молодые музыканты решают обратиться именно к нему. Основной мотив «Queen II» - фэнтезийная лирика, которую участники группы хотели перенести на обложку новой пластинки. Перед Миком Роком встала нелегкая задача создать визуальное сопровождение к альбому, при этом сохранив его смысловую целостность.

 Мик Рок
Мик Рок

«Они не слишком вдавались в детали заказа: только поменьше цветов и фото всех четырех. Я был дизайнером и фотографом одновременно. Как раз в это время я познакомился с Джоном Кобалом, который увлекался коллекционированием старых голливудских фотографий», - рассказывал Мик Рок.

Фредди Меркьюри в объективе Мика Рока
Фредди Меркьюри в объективе Мика Рока

Джон Кобал считался настоящим знатоком истории кино, при этом основной круг его научных интересов был связан с золотым веком Голливуда. Мик Рок сделал несколько портретов Кобала, за что получил несколько редких фотографий знаменитостей. Особенно ему запомнилось изображение Марлен Дитрих, сделанное во время фотосессии к фильму «Шанхайский экспресс». Кинодива была запечатлена на темном фоне со сложенными на груди руками. По словам Мика Рока, появление таких фотографий невозможно прогнозировать, они всегда получаются случайно, по едва уловимому желанию судьбы.

Именно эта фотография Марлен Дитрих привлекала внимание Мика Рока
Именно эта фотография Марлен Дитрих привлекала внимание Мика Рока

«Я решил превратить нашу прекрасную актрису в четырёхглавого монстра и отправился к Фредди с этой идеей. Он все понял и сразу ухватился за эту идею… Фредди взял у меня книгу о Марлен Дитрих, написанную Кобалом, и отправился с ней на концерт в какой-то богом забытый город. Потом рассказал о своей затее группе, но они были готовы к этому», - вспоминал он. Фотограф также признавал, что окончательное решение о новой обложке «Queen II» было принято не сразу: до последнего сохранялся шанс, что белые фотографии окажутся на титульной странице диска.

Знаменитая темная фотография фотосессии
Знаменитая темная фотография фотосессии

Уверенность Фредди в новом образе группы не смогла полностью передаться остальным её участникам: музыканты чувствовали себя очень непривычно, неловко в новом представлении, предпочитая считать смелые задумки вокалиста очень театральными и претенциозными. Тогда Фредди все-таки удалось их переубедить, что во многом было связано с отличными результатами фотосессии.

Светлая фотография к новому альбому группы
Светлая фотография к новому альбому группы

В тот период казалось революционным решение группы разделить диск на «Белую» и «Черную» стороны вместо привычных сторон «А» и «Б». На «Белой» стороне оказались четыре песни Брайана Мэя и одна Роджера Тейлора, тогда как на «Черной» - только песни Фредди Меркьюри. Такое разделение продолжает и оформление пластинки: конверт украшает знаменитая фотография группы, выполненная в темных тонах, а внутри него находится буклет со светлой фотографией Queen. Кто-то находит в этом философское звучание, считая, что черный цвет символизирует темную натуру человека (чаще всего это относят к Фредди), а белый отражает чистые желания и помыслы; два цвета могут символизировать вечное противопоставление, борьбу добра и зла в мире. Возможно, подобные мысли были и у музыкантов Queen, но они снова предпочли оставить слушателя наедине со своим творчеством.

Фредди Меркьюри и Джон Дикон в объективе Мика Рока. 1974 г.
Фредди Меркьюри и Джон Дикон в объективе Мика Рока. 1974 г.

В будущем знаменитая обложка послужит источником вдохновения для Брюса Гоуэрса, когда тот приступит к созданию клипа к «Bohemian Rhapsody». «Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство – уже не мелочь», - считал Микеланджело. Именно внимание к каждой детали сценического поведения, художественного образа создало совершенно Queen.

Мик Рок на открытии собственной выставки "Queen:  происхождение легенды"
Мик Рок на открытии собственной выставки "Queen: происхождение легенды"

Позже Мик Рок признавал, что именно эта работа с молодой британской группой стала одной из важнейших в его карьере. Он до сих пор работает с многими известными артистами, но только с Queen удалось достичь настоящего искусства фотографии.