Палестина, сентябрь 1947 года. Объединённые Нации проголосовали за раздел между Израилем и арабами. Через две недели вспыхивает война. Дорога из Иерусалима в Иерехон, спускающаяся с Запада на Восток, пересекает дикую и знойную местность. Это знаменитая Иудейская пустыня, которая в истории Палестины испокон веков служила убежищем для разбойников, всевозможных людей, подвергавшимся преследованиям и людям, скрывающимся от войны.
Один из бедуинов племени Таамира, благодаря счастливому случаю, когда он бродил в поисках пропавшей козы, открыл древнюю пещеру, содержавшую рукописи, отныне известные всему миру.
Из пещеры бедуин извлёк три кожаных свёртка, завёрнутых в материю. Эти свёртки были ничто иное, как «тома», древние рукописные книги, на которых, колонка за колонкой, посредством изумительно прочных чернил, переписывались священные еврейские книги. Это были знаменитые Кумранские рукописи.
Бедуин не имел ни малейшего представления о содержании этих странных свёртков и не знал, что с ними делать. Посоветовавшись с людьми своего племени, он решил их продать, и отнёс их в Вифлеем к антиквару. Осенью того же года бедуины и антиквары стали производить в Иерусалиме обход научных учреждений, предлагая им манускрипты. Еврейский университет в Иерусалиме вскоре купил из них три, и проф. Сукеник, работающий в этом университете, первый установил очень большую древность этих свёртков. Сирийский митрополит монастыря Святого Марка в свою очередь купил четыре рукописи и в феврале 1948 года показал их сотрудникам американской Школы восточных изысканий в Иерусалиме, Дж. Треверу и У. Броунли. Они тоже дали себе отчёт в исключительном значении открытия и получили разрешение сфотографировать свёртки.
В 1950 году, уже упоминавшийся мною в этой работе, парижский профессор А. Дюппон-Соммер писал:
«За последние лет сто, наше знание древней истории расширилось необычайно. Древние культуры, о которых имелись только самые смутные представления, или даже не было известно вообще ничего, выступили из окутавшей их тьмы… Повсеместно, год за годом, открытия документов проливают свет, порою даже очень яркий, на великие страницы человеческого прошлого, остававшиеся ещё весьма тёмными.
…Как и со многими другими, дело обстоит именно так с еврейскими рукописями, найденными в районе Мёртвого моря… Эти документы - самые сенсационные из всех, какие за долгий срок попадали в руки учёных, наиболее достойные интереса всех тех, кто любит размышлять о крупнейших исторических фактах!».
С тех пор, как были написаны эти строки, поток публикаций, посвящённых манускриптам Иудейской пустыни, ширится беспрерывно, настолько, что в нём можно потеряться.
Еврейский университет сумел осуществить, меньше чем за год, издание части рукописей, оказавшихся в его распоряжении. Уже в сентябре 1948 года, он издал - не перевод, не толкование, а нечто гораздо более ценное: тринадцать фотографий воспроизводивших некоторые места манускриптов. Специалисты получили возможность видеть текст и судить о степени его древности. Когда израильско-арабская война закончилась перемирием, археологи получили возможность обследовать район Кумрана, оказавшийся включённым в новое Иорданское государство, и разыскивать тайник, в котором были найдены рукописи: дело в том, что бедуины, не желали ни под каким видом сообщить его местонахождение. Найти его удалось в январе 1949 года. Иорданский Департамент древностей, французская библейская и археологическая школа в Иерусалиме и Палестинский археологический музей приступили тогда к систематическому исследованию пещеры. Всего были собраны обломки приблизительно 50 сосудов и около 600 отрывков рукописей.
За этим первым открытием последовал целый ряд других. В феврале 1952 года неутомимые бедуины вернулись в район Кумрана и здесь открыли вторую пещеру с рукописями. Археологи лихорадочно продолжали поиски. За три недели, перечисленные выше научные учреждения, тщательно изучили всю местность, радиусом в 8 километров. Было изучено ещё 40 пещер, но там была только керамика. Надо было спешить, так как бедуины искали теперь по всей пустыне. Они знали, что учёные интересуются малейшими отрывками рукописей. Для живущих в постоянной бедности бедуинов пришло «время Клондайка» и манускрипты продавались учёным по цене в десятки, а иногда и сотни долларов за квадратный сантиметр!
Исследователем предстояло неожиданное открытие: третьей пещеры с рукописями. Два текста оказались уникальны и по форме и по содержанию! Они представляли собой свёртки из меди. Текст был выгравирован квадратными еврейскими буквами, выпукло выделявшимися на свёрнутом металле.
Он является перечислением всех мест в Палестине, где находились якобы скрытые сказочные сокровища. Учёным всегда присущ консерватизм и они, не поверив информации, решили, что эти указания, лишь фольклорного свойства. В 1987 году выяснилось, что зря. Два клада было найдено, но не учёными, а любителями. Два студента из Франции парень и девушка, увидели в музее карту через стекло и просто пошли и начали копать на указанном месте буквально двумя лопатами. Они нашли, что искали! Но, не будем увлекаться ветром авантюрных приключений, и вернёмся к текстам.
В 14 километрах на юг от Иерусалима, в месте, называемом Хирбет Мирд (Хирбет значит развалины), бедуины нашли отрывки манускриптов, весьма отличных от тех, которые были открыты ранее. Это были остатки христианского монастыря, существовавшего на этом месте с 5 по 8 века. Оказалось, что найденные отрывки содержали тексты из Евангелия, из Деяний Апостолов, из послания апостола Павла Колоссянам и … из «Андромахи» Еврипида.
Но, и эти открытия не были самыми удивительными! Открытие самое сенсационное, после обнаружения первой пещеры, состоялось в сентябре 1952 года, благодаря необыкновенному случаю. За вечерней беседой несколько бедуинов обсуждали новейшие находки, когда один старик, слушая их, вспомнил случай из своей далёкой молодости. Однажды охотясь в районе Кумрана, он погнался за раненой куропаткой. Она скрылась в углублении скалы. Преследуя её, он с большим трудом проник внутрь пещеры. К своему удивлению, он увидал тут на земле древний глиняный светильник среди всяких черепков и обломков. Бедуины навострили уши; отправившись в поход, они, благодаря топографическим указаниям, данным стариком, отождествили пещеру и, покопавшись в земле, открыли тысячи отрывков рукописей. Ещё раз бедуины попытались продать свою добычу, сообщая при этом ложные сведения о месте находки, чтобы сохранить за собой монопольное право на неё, но хитрость не удалась, и учёные скоро добрались до этого места. В итоге, найденные рукописи из «пещеры куропатки», столь многочисленны и такого качества, что это открытие, по представляемому им интересу, превзошло даже великое открытие 1947 года.
Было собрано около 10.000 отрывков, происходящих из не менее чем четырёхсот различных произведений. Кусочки рукописей, подобранные ранее бедуинами, удалось выкупить лишь постепенно. Требовалось значительное количество денег, и за ними обратились к научным учреждениям всего мира.
Кроме иорданского правительства, подписавшегося на 15.000 фунтов стерлингов, покупщиками выступили Монреальский, Манчестерский и Гейдельбергский университеты, а также Ватиканская библиотека. Весь этот материал, за исключением нескольких отрывков, оставшихся в руках частных лиц, в настоящее время собран в Палестинском музее в Иерусалиме.
К концу 1952 года, оказавшегося исключительно плодотворным, масса собранных документов была уже настолько значительной, что для их классификации, группировки и перевода понадобилось образовать особую научную организацию. Её составили сознательно из учёных разных стран, принадлежащих к различным вероисповеданиям. Членами её состоят: проф. П.У. Скеган (Католический университет в Вашингтоне), Ф.М. Кросс Младший (Богословская семинария в Чикаго), Дж.М. Аллегро (Манчестерский университет), Ж.. Старкки (парижский Национальный центр научных изысканий), Дж. Страгнелл (Иисусов колледж в Оксфорде), Ц.Г. Гунцингер (Геттингенский университет) и Ж..Т. Милик (сотрудник парижского Национального центра научных изысканий), многие из сведений которого приводятся в этой работе.
Исследования показали, что найденные в Кумране рукописи, монеты, керамика, ткани указывают все на один и тот же период от 150 года до н.э. до 70 г. н.э. Всё, что известно об истории Палестины в ту эпоху, полностью совпадает с этими данными.
У Плиния Старшего, латинского автора, занимавшегося естествознанием и погибшего при извержении Везувия в 79 г., существует текст, который уже даёт нам некоторые сведения о группе людей, живших в то время довольно странною жизнью на северо-западном берегу Мёртвого моря, которым, в древности, принадлежали эти тексты.
Знаменитый автор «Естественной истории» услыхал о них, когда, путешествуя по Востоку, посетил Палестину. Речь шла о ессеях.
«На запад от Мёртвого моря, на некотором расстоянии от вредоносной прибрежной зоны и вне её, обитают ессеи, народ уединённый и самый удивительный из всех, без женщин, без любви, без денег, живущий в обществе пальм. Однако они обновляются всё время, и к ним во множестве приходят новобранцы, люди, уставшие от жизни или побуждаемые превратностями судьбы избрать их образ жизни. Таким образом, уже тысячи веков существует, сколь это не невероятно, вечный народ, в котором никто не рождается. Так, благодаря им, приносит свои плоды раскаяние, которая их жизнь возбуждает у других».
Археологические исследования показали, что ессеи, о которых говорит Плиний, были жителями Кумрана, и что открытые теперь свёртки составляли часть их библиотеки. Ессеи представляли собой религиозную общину, стремившуюся вне рамок официального иудаизма, жить в присутствии Бога, которому они посвящали свою жизнь. В Кумране находился их главный центр с обширной библиотекой. Четверть найденных книг составляют библейские тексты Ветхого Завета, причём некоторые тексты были написаны задолго до того, как их спрятали. Так, например, один экземпляр книги пророка Даниила, не более чем 50 годами отделён от оригинала; один отрывок Премудрости Соломоновой был написан лет через сто после составления оригинального текста.
Манускрипты Кумрана, были спрятаны в пещерах в эпоху, когда только начиналось составление Нового Завета. Поэтому не приходится удивляться тому, что от них не обнаруживается ни малейших следов в этих рукописях.
До нас дошло множество манускриптов Нового Завета, полных или в отрывках. Можно сказать, что с конца 19 века не проходит года без открытия новых библейских манускриптов. Ранее, самые древние известные манускрипты относились к 4 - 5 векам, что уже казалось неплохо. Но вот, начиная с 1931 года, стали находить целые собрания значительных текстов, относящихся к 3 веку, а вслед затем и 2 веку нашей эры.
По сравнению с любым древним автором, наш современный, печатный - греческий текст Нового Завета, находится в совершенно исключительном положении. И по количеству манускриптов, и по краткости времени, отделяющего древнейшие из них от оригинала, и по числу переводов и их древности, и по серьёзности и объёму проведённых работ, - никакая конкуренция не оказывается возможной.
В области изучения классической литературы и философии, главная трудность, на которую наталкивается критика текстов, это редкость документов. При изучении Евангелия возникает трудность прямо противоположная: в массе материала можно потеряться.
Мы имеем 5237 кодексов Нового Завета. Из них 53 содержат всю совокупность книг Нового Завета. Одних только Евангелий существует 2500 греческих манускриптов. Уже в глубокой древности текст был переведён на целый ряд языков: сирийский, латинский, коптский, готский, армянский, грузинский, эфиопский. В общей сложности переводы тех лет дошли до нас в 30.000 экземпляров!
Сохранившиеся в сухом климате Египта папирусы, которых дошло до нас 76, большею частью представляют собою отрывки, но, в виду их древности, их значение огромно. Так, например, «папирус Райланда 457» (библиотека Джона Райленда в Манчестере) представляет исключительный интерес тем, что он доказывает существование Евангелия от Иоанна в том виде, в каком оно известно теперь, уже в первой половине 2 века; он написан в 120 - 130 г.г. нашей эры, тогда как его автор Святой апостол Иоанн Богослов ушёл из жизни в самом начале второго века в г. Эфес.
Широко распространён перечень мест, где хранится каждый из найденных и пронумерованных по порядку манускриптов. К примеру, папирус «Р 29», написанный в 3 веке, хранится в Оксфорде, «Р 40» тоже 3 века, в Гейдельберге, «Р 75» второго века, в Женеве и так далее. Интересен папирус “Р 66”, который даёт, в исключительно хорошей сохранности, значительную часть Евангелия от Иоанна. Он происходит из Синайского монастыря и был куплен исследователем М. Бодмером для его библиотеки им. Колиньи, близ Женевы. Его исключительная ценность заключается в том, что он был написан около 200 года, т.е. в эпоху, ещё очень близкою той, в которой апостол Иоанн писал своё Евангелие. Этот “манускрипт Бодмер 2”, как его теперь называют, представляет собой папирусный кодекс из 108 страниц. Формат его небольшой, почти квадратный. Написан манускрипт красивыми заглавными буквами, ясными и очень чётко отдельными одна от другой. Этот характер письма, с присущими ему особенностями, и позволил отнести манускрипт к концу 2 века. Это как раз - эпоха великих преследований христианства при императоре Септимии Севере и при Максимине. Церкви подвергаются опасности, но христианство распространяется беспрерывно. Совокупностью этих обстоятельств и объясняется, вероятно, малый формат этого кодекса. Уже недалеко то время, когда римская власть сочтёт нужным принять особые меры против христианских священных книг. Интересен тот факт, что многие из лиц, упоминаемых в Евангелиях или в деяниях Апостолов, известны нам также и по светским источникам, подтверждающим данные писания.
Иосиф Флавий рассказывает о проповеди Иоанна Крестителя. Обстановка, в которой согласно Евангелиям жил Иисус Христос, представляется вполне исторической. Тексты не относят его к мифическим сказаниям, как о Митре, Орфее или Осирисе. Свидетельство римских историков, по своей сухости и по своему презрению, подтверждающими их не заинтересованность, заслуживает внимания. Светоний упоминает христианство и, почти бесспорно, его Основателя. Излагая со своей обычной бесстрастностью внешнюю политику императора Клавдия, он отмечает, что тот изгнал из Рима иудеев, ставшим поводом для беспорядков под влиянием “Хрестус”-а. В другом месте он мельком упоминает о казнях, которым подвергались христиане, - люди, предающиеся новому и зловредному суеверию.
О тех же фактах Публий Тацит говорит в своих «Анналах», написанных около 116 г. Он знает о существовании этих христиан, всем ненавистных, которых Нерон подверг очень суровым наказаниям. В своей краткости и в своей чисто римской предвзятой враждебности по отношению к иностранным суевериям, заметка Публия Тацита содержит пять фактических справок, притом весьма точных. Христиане, казнённые в Риме при Нероне в 64 г., здесь поставлены в связь с Христом, Который Сам был казнён в Иудее при Тиберии, по приказу прокуратора Понтия Пилата.
Другой документ это письмо Плиния Младшего Траяну, говорящее о христианах, написанное между 111 и 113 г.г., интересно и как бесспорный подлинник, и как непосредственная запись впечатления, полученного крупным чиновником, который был в то же время человеком в высшей степени образованным. Никогда ещё не имея случая вести следствие против христиан, которых он, по-видимому, знал только по имени, Плиний, попав легатом в Вифинию, оказался вынужденным производить дознание, вследствие поступивших к нему повторных доносов. Своему другу - императору он высказывает свои сомнения: нужно ли преследовать самый факт исповедания христианства? В своём ответе, сохранившимся в собрании писем Плиния, Траян предписывает общее расследование; в случае доноса, следует наказывать упорствующих. Но не тех, кто соглашается отречься от Христа. Недопустимы также анонимные доносы, - “варварский способ действия, которому нет больше места в наше время”. Спустя несколько лет, около 125 г., император Адриан давал такие же инструкции проконсулу Азии, Минуцию Фундату.
По своему происхождению, по ясности изложения фактов и обстановки, все эти известия, исходящие от язычников, заслуживают в нашем исследовании, серьёзного внимания, знакомя нас с исторической средой, в которой возникли христианские первоисточники. Что касается европейской культуры, можно сделать вывод о том, что согласны мы с этим или нет, но единственным, поистине безупречным первоисточником, дошедшим до нас из глубины веков, является Библия.
Известно скептическое отношение многих людей к этой Книге. Это факт. Содержание постоянно подвергается сомнению. Здесь надо обратить внимание на такие стороны человеческого сознания, как психологию восприятия и консерватизм мировоззрения. Никто из таких людей не сомневается, к примеру, в подлинности «Андромахи» Еврипида, дошедшей до нас, всего, в 2-х экземплярах, а также в словах Платона и Аристотеля, подлинников, которых, вообще сегодня не существуют. При этом идёт отрицание истинности десятков тысяч Библейских манускриптов, совпадающих слово в слово по содержанию, и подтверждённых многочисленными исследованиями учёных разных стран. Обилие материала по тексту Библии превышает по значению то, что имеется в распоряжении науки для установления и уточнения текста классических авторов античного мира (Гомера, Еврипида, Эсхила, Софокла, Платона, Аристотеля, Юлия Цезаря, Горация, Вергилия и других). Таким образом, текст Библии в целом зафиксирован совершенно неопровержимо. Разночтения текста, являющиеся предметом научных исследований учёных и критиков, можно считать совершенно второстепенными.
Но надо отдать должное нашему Миру. В нём живут не только не согласные, но и согласные с этим текстом люди. Как показывает социология, их намного больше. За всё время существования «Книги рекордов Гиннеса», самая издаваемая, самая продаваемая и самая читаемая книга мира - это Библия! По раскупаемости и тиражам ей нет равных, хотя, для сравнения, цитатники Мао печатались миллиардными тиражами, чтобы обеспечить всё население Китая.
Короткий объём данной работы не позволяет затронуть такие аспекты поднятой темы, как изменение дошедших до нас художественных произведений искусства, а также изменение календаря, которые являются серьёзнейшей частью обсуждаемого вопроса. Хочется только отметить, что такой шедевр мирового искусства, как «Троица» Рублева, закрашивалась 20 раз. А все астрономические события, такие, как рождения сверхновых звёзд, появления комет и другие, вычисляются и фиксируются, только по старому календарному стилю, как математически верному. Этот календарь по приказу Юлия Цезаря создал известный александрийский астронома и Верховный египетский жрец Созиген в 46 г. до н.э., когда Рим со всеми своими имперскими владениями перешёл на новый юлианский счёт. Сейчас, как известно, мы живём по изменённому Григорианскому новому стилю.
Итак, дотронувшись до нескольких исторических эпох разных стран и выделив основные памятники, дошедшие до нас в наиболее сохранном виде, представляется возможным сделать выводы, которые вкратце, уже были описаны выше.
Для понимания философии, как подлинной науки и осознания её первоисточников, требуются подлинные знания, которые не ограничиваются изучением одного предмета. Необходимо знать один или несколько древних языков, необходимо знать историю, необходимо понимать мировоззрение и психологию людей тех лет. Необходимо умение использовать и сопоставлять независимые источники информации, не подчиняясь приоритету одного из них. Необходимо быть культурным человеком не в бытовом смысле этого слова, а в умении понимать культуру другой страны и народов её населяющих. При этом надо давать себе отчёт, что, обладая вышеописанным, достаточно громоздким багажом знаний, мы сможем, только едва приблизится к тому, что в действительности происходило в умах и душах тех людей, которых мы сегодня называем столпами мировой философской мысли.
Чтобы данная работа не выглядела однообразной, я бы хотел подняться с уровня философии текстов, на уровень философии жизни. Этот поможет взглянуть на сугубо научные изыскания с общечеловеческой и личностной точек зрения. Дело в том, что осознаём мы это или нет, но любой человек воспринимает окружающий мир не только через сознание, но и через душу, которая часто, становится единственным критерием поступка. Поступка доброго или злого, высокого или низкого. Изменять под своё мировоззрение знания, которые дошли до нас из глубины веков, хотя бы одним словом, преступно. Так как на этом будут учиться другие поколения. В этом смысле, ответственность любого человека, занимающегося философией, как главной из наук, огромна. После каждого, случайно или нарочно изменённого слова, единственное цельное знание о мире, становится, шаг за шагом, обычной, никому не нужной, школьной дисциплиной. Избежать этого можно только одним путём - не идти против своей совести.