Вдохновением для этой Барби послужил портрета Адели Блох-Бауэр I, созданный известным австрийским художником Густавом Климтом. Эта картина больше известна как «Золотая Адель», а ещё её называют Австрийской Моной Лизой.
Адель и её муж Фердинанд Блох-Бауэры принадлежали к элите австрийского общества конца XIX столетия. Адель была образованной, разбиралась в искусстве и собирала свой салон, который посещали живописцы, политики, музыканты. Густав Климт тоже был среди посетителей салона.
Говорят, что «Золотая Адель» появилась на свет благодаря измене настоящей Адели.
Якобы Климт и Адель влюбились друг в друга и стали любовниками. Фердинанд узнал об этом и задумал отомстить, но изощрённо. Он заказал художнику портрет своей жены, заплатил щедрый гонорар и поставил условие: чтобы картина стала гениальной, бессмертной. Фердинанд заставил Климта сделать более сотни набросков, и отвергал все один за другим. Он хотел, чтобы художник устал от образа его жены настолько, что уже не смог бы даже смотреть на неё без содрогания.
И план сработал. Климт писал картину 4 года, вложив в неё всю свою энергию и тщеславие художника. Постепенно чувства любовников остыли, а их всполохи будто перенеслись на сияющий золотом портрет.
Барби Вдохновение от Густава Климта
Адель так и не узнала, что мужу стала известна её измена. Хотя возможно, эта история – не более чем красочная байка, т.к. слухи о любовной связи Климта и Адель никогда не были подтверждены. Но, как говорится, не бывает дыма без огня. В пользу этой гипотезы красноречиво говорят более ранние портреты Адели, написанные Климтом. На них девушка предстаёт обнажённой в образе Юдифи. И хотя нет никаких указаний на имя натурщицы, черты Адели на картине вполне узнаваемы.
Сейчас уже никто не сможет узнать правду, но вряд ли это уменьшит красоту и загадочность «Золотой Адели». Её считают вершиной золотого периода и всего творчества Климта, и даже всего австрийского югендстиля.
Югендстиль – (с нем. «молодой стиль») это немецкое название «модерна», его отличительной особенностью считается отсутствие прямых черт и углов, и использование вместо них скруглённых мягких линий.
Золотой период в творчестве Климта начался после поездки художника по Италии. В этой прекрасной стране под южным солнцем Климт познакомился с византийскими церковными мозаиками, украшенными золотом. Они так вдохновили его, что Климт перенял их язык и стал использовать в своих произведениях. Но помимо позолоты, он использовал ещё и объём, делая свои картины рельефными. В свой золотой период художник написал множество картин, и так или иначе их образы перекликаются лучами солнца друг с другом.
На портрете Адели, кроме выписанных в реалистичной манере рук и головы модели, всё остальное – почти абстракция, бросающаяся вызов нашему мозгу, и лёгкая иллюзия, играющая в игры с нашим взглядом. Золото на золотом: где сидит Адель – в кресле и в восходящем потоке света? Что мы видим - спинку стула или окно в другой мир? Стена ограничивает наш взгляд или это золотые фракталы? По этой картине можно долго путешествовать взглядом, отыскивая всё новые символы и находя неизведанные уголки.
Но у истории Золотой Адели есть и продолжение. В 2006 году в результате судебного процесса между племянницей Адели Блох-Бауэр Марии Альтманн и Австрией, страна вынуждена была расстаться с картиной, которая уже стала считаться национальным символом.
Мария, наследница Блох-Бауэра, продала портрет Адели Рональду Лаудеру за 135 млн долларов. Так что сейчас Австрийская Мона Лиза находится в основанной им Новой галерее в Нью-Йорке.
Но если вы поклонник творчества Климта, то кукольное воплощение уменьшенной копии Золотой Адели — Барби Вдохновение от Густава Климта — за гораздо меньшую сумму, можно поселить в своей живописной коллекции.