В прошлый раз мы говорили об отличиях православия от протестантизма, и я подумал, что будет полезно отдельно разобрать тему иконопочитания. Она часто возникает в спорах между верующими и, к сожалению, порой это приводит к тому, что собеседники вовсе перестают понимать друг друга. Одни удивляются, как можно поклоняться какому-то изображению, а другие не могут поверить, как можно лишать себя столь важной части опыта общения с Богом.
Начну с того, как вообще появилась идея рисовать и использовать в литургии религиозные изображения. Это произошло достаточно рано, еще во времена римских катакомб (христианских кладбищ). Условия в катакомбах позволяли предметам искусства сохраняться долгое время и именно там они впоследствии были обнаружены современными археологами.
Поскольку многие люди в те времена не умели читать, то им было проще воспринимать сюжеты евангельских историй в виде картинок. Образы Христа использовались в литургии уже в IV веке, а, возможно, и ранее. После того, как церковь была взята под попечение государства, она превратилась в общественный институт и получила доступ к средствам для создания предметов настоящего искусства. Практика использования икон становилась всё более распространенной и к VII веку была уже повсеместной.
Основная идея иконопочитания такова: "Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз".
Из истории мы знаем примеры христианских богословов, которые выступали против использования икон, но таких было меньшинство. В целом, Церковь позитивно восприняла данную традицию, хотя и осознавала опасности, связанные с ней.
Вот, например, цитата Афанасия Синайского: "Многие думают, что человек истинно почитает свое крещение, входя в церковь и целуя все иконы, не уделяя внимания литургии и богослужению". Здесь автор пишет, что многие люди чисто механически воспринимали участие в богослужении, и учит, что иконы не могут заменить богослужения и ученичества. Были и другие церковные учителя, которые пытались обосновать использование икон с богословской точки зрения. В общем, все эти вопросы начали обсуждаться еще до официального начала иконоборческого спора и аргументы обеих сторон будущего конфликта были хорошо известны.
Прямые столкновения между защитниками и противниками икон начались во времена Льва III, когда тот был императором Византийской империи. В 730 году он принял решение окончательно искоренить иконопочитание и отдал приказ уничтожить все подобные изображения в Константинополе. Самая известная икона этого города находилась над главными воротами. И когда Лев повелел солдатам снять ее и уничтожить, это привело к народному возмущению. Верующие восприняли это как уничтожение святыни, произошел вооруженный конфликт и множество народа погибло. Так пролилась первая кровь иконоборческого спора.
К сожалению, именно таким стало первое реальное столкновение между почитателями икон и иконоборцами. Кажется бесконечно странным, что люди оказались готовы убивать друг друга из-за того, что по-разному понимали, как правильно поклоняться богу. Тем не менее, иконоборческие споры продолжаются до сих пор и являются неотъемлемой частью церковной догматики.
В следующий раз мы поговорим о человеке по имени Иоанн Дамаскин, который был выдающимся систематическим теологом восточной церкви и оказал огромное влияние на иконоборческие споры. А пока добро пожаловать в комментарии.
Считаете ли вы иконопочитание приемлемой практикой с точки зрения христианского вероучения?