История создания
13 ноября 1916 года была создана техническая комиссия с целью организации и объединения работ по созданию германского танка. Возглавил ее руководитель 7-го отделения Общего управления Военного министерства генерал Фридрихс. 7-ое (транспортное) отделение Общего управления Военного министерства было образовано в октябре 1915 года, сокращенно именовалось A7V, выступило в роли заказчика немецких танков. В техническую комиссию вошли представители достаточно известных фирм, таких как "Опель" (Г. Вильгельм), "Даймлер" (К. Шипперт), NAG/AEG (директор Юнг).
По решению комиссии руководителем конструкторских работ был назначен главный инженер Опытного отделения Инспекции автомобильных войск капитан Йозефа Фольмера, которому на тот момент было 46 лет. Капитан Й. Фольмер успешно вел работы в военном ведомстве по повышению проходимости грузовиков и имел солидный опыт разработки автомобилей различных типов. Всего же в группу Йозефа Фольмера вошло около сорока человек - конструкторов из разных фирм.
К танку были выработаны тактико-технические требования и началось его проектирование. Немцы, как и англичане, ставили перед танком задачу подавления и прорыва подготовленной обороны противника, насыщенной пулеметами. Немецкий танк также получился громоздким и тихоходным, примерно с такими же характеристиками, как и у англичан, но в нем было уделено серьезное внимание защищенности.
В мае 1917 года был представлен первый макетный образец танка, он не удовлетворил военных, и его переделали в более мощную машину, первые образцы которой стали поступать в войска в конце 1917 года, Из-за сжатых сроков и отсутствия опыта танк, получивший индекс А7V, поражал своими размерами. Это была стальная коробка на гусеницах с двумя дымящимися трубами и многочисленным экипажем. Немецкие солдаты прозвали свой танк «тяжелой походной кухней» за огромные размеры, жару внутри и постоянный дым из всех щелей.
Большинство танков серии получало собственные имена — "Мефисто", "Вотан", "Изольда" и др., танки поступали на вооружение вновь формируемых 1-го, 2-го и 3-го танковых отделений.
Технические Характеристики
Масса, т - 30
Размеры:
Длина, м - 7,3
Ширина, м - 3,1
Высота, м - 3,3
Клиренс, м – 0,2
Бронирование, мм:
Лоб - 30
Корма - 20
Борт - 20
Крыша - 15
Днище - 15
( Установленые бронелисты были под небольшим наклоном, что обеспечивало защиту от бронебойных пуль и снарядов легкой артиллерии )
Тип брони - стальная катанная
Экипаж, чел - 18 (командир, водитель, два механика, наводчик, заряжающий, 6 пулеметчиков, 6 помощников пулеметчиков)
Вооружение:
57-мм пушка
6 Х 7,92-мм пулеметов
( Установка пушки в лобовом бронелисте была не совсем удачной, от тряски при движении прицельно стрелять из нее было практически невозможно. )
Боекомплект:
Патроны, шт - ~15000
Снаряды, шт - 180
Силовая установка, л.с. - 2 Х 100 «Даймлер»
Скорость, км/ч - 12
Запас хода, км - 35
Запас топлива, л - 500
Преодолеваемый ров, м - 2,2
Танк имел широкие гусеницы, обеспечивающие ему неплохую проходимость. Удачная конструкция нижней части гусеницы позволяла преодолевать большинство препятствий на открытой местности. Верхняя часть гусеницы была защищена бронированным корпусом, но это нередко приводило к попаданию под корпус посторонних предметом и вследствие этого к перегрузке и выходу из строя силовой установки.
Если английские танки проектировали морские офицеры как сухопутный крейсер, то немецкие конструкторы видели в нем бронированный боевой вагон и соответственно именовали его «Panzerkampfwagen», это название так и закрепилось за немецкими танками.
Недостатки
Среди главных недостатков A7V: очень плохая обозреваемость (на расстоянии до 10 метров вперёд водитель ничего не видел), большая шумность, высокая температура (до +60 °C) и загазованность внутри самого танка (во время марша экипаж сидел на крыше), а также крупные габариты, которые делали его лёгкой мишенью для артиллерии. Угол горизонтального обстрела 57-мм пушки составлял всего 50 градусов, что даже меньше, чем у английского Mk. 1.
За огромные размеры, неповоротливость, жуткую жару внутри и отчаянно дымившие двигатели немецкие солдаты прозвали A7V «тяжёлой походной кухней».
Участие в боевых действиях
Немецкий А7V оказался достаточно хорошей машиной, и он единственный из немецких танков принимал участие в боях Первой мировой войны. Впервые эти танки были использованы 21 марта 1918 года. Четыре А7V и пять трофейных Мк.V поддерживали наступление немецкой армии, эффективной помощи войскам они не оказали, но ужас на солдат противника навели.
Первый и последний бой немецких и английских танков состоялся 24 апреля 1918 года в окрестностях французского города Виллер-Бретонь, когда три немецких A7V столкнулись с тремя английскими тяжелыми Мк. IV и семью легкими танками «Уиппет», при этом два английских танка оказались «самками» с пулеметным вооружением и один «самец» — с пушечным.
В процессе боя выяснилось, что пулеметное вооружение «самок» и легких танков ничего не может поделать с немецкой броней. Поэтому, получив несколько пробоин, «самки» отступили, и только «самец», пользуясь тем, что сектор горизонтального обстрела пушки А7V составляет всего 50˚, постоянно маневрируя, атаковал головную немецкую машину и после трех попаданий поджег её. Два других А7V вынуждены были отступить, и формально победа осталась за англичанами.
Немецкие танки могли составить конкуренцию английским, но к концу войны изготовили всего 21 танк, при этом Англия и Франция выпустили тысячи танков. Так что появление немецких танков на фронте не оказало влияния на исход войны. После поражения Германии по условиям Версальского договора немцам запрещалось иметь тяжелое вооружение, и все танки A7V были уничтожены.
Количество построенных экземляров
21 танк
Сохранившиеся экземпляры
A7V Mephisto (506) находится в Музее Квинсленда в Брисбене, Австралия. Это единственный сохранившийся A7V. Так же сохранилась пушка одного из A7V, возможно Schnuck (504), находится в Имперском военном музее в Манчестере, Великобритания. В 1980 году на основе танка Mephisto был заново построен танк Wotan (563), который был разобран на металл в 1919 году. Его копия находится в Немецком танковом музее в городе Мунстер, Германия.
Источники:
https://topwar.ru/158143-nemeckie-tanki-pervoj-mirovoj-vojny.html
http://pro-tank.ru/germany-tanks-first-world-war/619-sturmpanzerwagen-a7v
https://ru.wikipedia.org/wiki/A7V
https://kulturologia.ru/blogs/261018/41044/
Видео об A7V:
https://www.youtube.com/watch?v=EsOJZ0spVBM - рус.
https://www.youtube.com/watch?v=ztkKJUQB4rU - англ.
https://www.youtube.com/watch?v=ESKxi4EEDUQ - англ.
Другие статьи о германских танках Первой Мировой:
Сверхтяжелый танк "K-Wagen" ("Колоссаль") - https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/sverhtiajelyi-tank-kwagen-kolossal-5e0cde8cee5a8a00b1cc5dfe
Тяжелый танк A7VU -
https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/tiajelyi-tank-a7vu-5e0dbe09b477bf00ae046848
Средний танк Sturmpanzerwagen «Oberschlesien» - https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/srednii-tank-sturmpanzerwagen-oberschlesien-5e0ddbfd028d6800ad2e170a
Лёгкий танк LK I - https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/legkii-tank-lk-i-5e0df4c02fda8600b18508f2
Лёгкий танк Lk II - https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/legkii-tank-lk-ii-5e0e1242e3062c00b10273bd
P.S. Надеюсь, у вас появился интерес к истории танков)