В Германии, как и в многих других европейских странах есть такое понятие, как «день тишины».
Нет, в России этот самый «день тишины» тоже есть. Он обозначает, что в этот день надо прекращать агитацию на выборах. Мол, пусть люди еще раз подумают без рекламы, за какого кандидата они будут голосовать.
Но в Германии «день тишины» есть каждую неделю. И он не про выборы. Он про людей.
Этот день – воскресенье. Вы только представьте себе – в той самой развитой Европе вы не можете в воскресенье пойти в магазин. Магазины не работают. Да, даже часто и мегамоллы.
Вы не можете с комфортом заправить свой автомобиль. Есть дежурные заправки, но бензин там будет сильно дороже. И часть этого дороже идет непосредственно в карман работникам. Компенсируя то, что тем приходится работать в воскресение. Или по ночам. Этими заправками – мини-магазинчиками можно воспользоваться, кто запрещает то? Но дорого. И часто далеко. И их очень мало.
А еще много из нас читало про изумительные лавочки, которые есть в Европе. Иногда, будучи туристами и гуляя по городу, мы в такие забредаем. Там почти нет людей, но зато там можно найти самый хрустящий багет, самый вкусный турновер или самое интересное изделие из стекла.
Только мы не задумываемся, что лавочки эти существуют для нас, для туристов. Которые могут забрести туда днем. Лавочки с едой – для домохозяек, да. Еще для владельцев небольших кафе. Которые с удовольствием там закупаются, чтобы продать в своем кафе вечером это втридорога. Ведь вечером эти лавочки не работают.
А знаете, почему так? Потому что это сделано для людей. Но не для тех людей, которые ходят в офис, работают на заводы и т.д. А для всех людей. И значит – никакого обслуживания до последнего посетителя – людям домой надо. Никакого супермаркета в шаговой доступности. Хочешь закупаться – изволь ехать на окраину города и стоять как в пробках, так и в очередях. Потому что таких как ты – много. А держать низкие цены и при этом хорошо платить персоналу – нужен большой поток.
А еще, многие из нас знают – хочешь почувствовать себя королем или королевой – зайди в восточную лавку. Лучше в арабскую. Азиатские проигрывают, если честно. Слабее, хоть индусы, хоть китайцы. Но тоже есть. Но там ты больше почувствуешь себя белым господином, окруженным покорными слугами.
Вот там тебя оближут с ног до головы. Будут готовы просто все твои мечты исполнить. Лишь бы ты купил совершенно ненужную тебе вещь всего за полцены в 200 баксов, когда ей на базаре цена в красный день всего 20.
Т.е. там тебя облизывают только для того, чтобы по сути – обмануть. Заставить тебя заплатить сильно больше. Только за сервис, да.
А еще есть Россия. Которая, как известно, смесь востока и запада. И в которой, как принято считать, не было при СССР никакого сервиса. Хотя это не так. Сервис был. Просто был и дефицит товаров и услуг. А так сервис – пожалуйста. Но только по европейскому типу. Потому что «Граждане, вас много, а я одна», да.
А теневой бизнес, скажем так – вот он уже шел по восточному типу. Когда вас даже могли облизать со всех сторон. Лишь бы вы купили втридорога.
И тут бац – перестройка. И надо перестраиваться. И строить хороший нормальный сервис. Очень он нам нравится.
И поехали мы по забугорью, смотреть, что да как. И делать хороший правильный сервис. Правда вот беда – постоянно хотим, чтобы было у нас, как в Европах. А сами дальше Турции с Египтом часто не выбирались. А если и выбирались – то разумеется, только туристом. И не понимая до конца того самого европейского сервиса.
Кстати, если вы до сих пор думаете, что в Европе все по честному и вас никогда не обманут, то вы просто очень мало бывали в ресторанах Франции, Италии, Испании.
Моя подруга сейчас ищет новую платную клинику для своей семьи. Очень хочет отказаться от старой. Что случилось? А случилось, что старую клинику нагнал русский сервис, бессмысленный и беспощадный. И врачи то там хорошие. Но когда она в очередной раз пришла туда, и ее встретила знакомая уборщица, которая стояла на коленях. Нет, не перед ней – жвачку какую-то с пола оттирала. А подруга бегом, да по помытому, да с грязной слякоти.
И вот эта уборщица, вместо того, чтобы поздороваться просто, стоя, фактически на коленях завела шарманку на тему «Мы рады вас видеть в нашей клинике».
Вы спросите – ну и что? А то, что в клинике раньше была достаточно дружелюбная и вежливая атмосфера. С посетителями персонал всегда здоровался. Только не говорил, как он рад, когда часть трудов их насмарку пошло. Потому что в клинике работали тоже люди. А теперь там сервис.
А девушка на ресепшене стала на прощание говорить, как они будут рады видеть ее снова. Это в больнице то, да? Хорошенькое пожелание клиенту – мол, болейте чаще. Вежливое такое, сервисное, бездушное совсем.
А значит, из клиники скоро побегут нормальные врачи. Которые ценят свое человеческое достоинство. И надо искать новую клинику. Где эффективные менеджеры в погоне за прибылью стараются максимально унизить персонал. И клиентов, косвенно, кстати, тоже.
А теперь оглянитесь вокруг. Сколько вас этого суперсервиса окружает? Приходите в магазин, и там продавцы консультанты просто навязываются вам. Так, откровенно, как в восточных лавках. Как будто хотят тебя обмануть. А когда вы в последний раз раздражались? Что пришли в магазин, и наоборот, вам пришлось искать консультанта. Как, вы пришли, а вас не встречают с распростертыми объятьями?
Мы уже настолько привыкли, что нас по восточному облизывают, что отсутствие этого самого сервиса дико раздражает. Настолько, что часто обслуживающий персонал для нас становится «не-людьми». Хотя раздражает и его отсутствие, когда нам надо. И при этом мы страстно хотим, чтобы у нас было как в Европах. По качеству, по удобству. Только с восточным отношением.
Что, вызывать скорую, только тогда, когда край совсем? Да вы что – обязаны приехать и облизать меня с ног до головы, у меня давление на 10 пунктов поднялось. Пусть едут. И записываться к специалисту за месяц? Это же издевательство над людьми! Подумаешь, весь цивилизованный мир так живет. Я хочу и все.
И сервис нам предлагают восточный. Потому что для западного мы должны слишком напрягаться еще и сами. А мы не хотим. А часто при этом еще и не готовы при этом платить за сервис.
Что то опять не так пошло с культурой как обслуживания, так и потребления услуг в нашей стране. Что-то совсем не так.