Здравствуйте!
Мафия бессмертна, даже если за её уничтожение берётся комиссар Каттани. Этот факт знают почти все. А вот о том, что мафия умеет заметать следы так, что их никогда не найдешь, знают те немногие, кому сделали предложение, от которого невозможно отказаться.
Другими словами, в 2010 году я прошёл Mafia II за 20 с небольшим часов, но сделал прямо перед тем, как жесткий диск в компьютере перестал работать. В итоге рецензия сохранилась, а скриншоты, к сожалению, нет. Поэтому будут всего три официальных скриншота, а вот рецензия моя, авторская. В подтверждение моих слов – скриншот из Steam.
Родня. Семья. Мафия.
Эти три слова по сути очень близки, все они буквально или не очень обозначают семью. Мода на «семейность», в определенном смысле этого слова, началась в 1972 году, когда на экраны вышел фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец».
Тогда зрителям сделали такое предложение, от которого они не могли, а если говорить по-правде, то и не хотели отказываться.
Легкие деньги, темные дела и светлые попойки. Яркие погони и мрачные засады.
Мафиозный романтизм представлялся чем-то рыцарским, благородным — этакой правдивой, темной стороной жизни.
В 2002 году представители солнечной Сицилии заглянули и к нам на огонек персональных компьютеров , который был умело зажжен чешскими костровыми их IllusionsSoftworks. Имя ему было Mafia: The City of Lost Heaven. В 2003 году это была первая игра на моём новом компьютере. Возможно, я и на эту игру напишу рецензию, будет ретро-обзор.
Пламя горело качественным и эмоциональным огнем восемь лет. Целых восемь лет мы вспоминали как это было и задумывались — как это будет и будет ли вообще оно, продолжение.
27 августа 2010 года Mafia II вышла и оставила после себя три буквы Г.
Гламур
Именно так можно обозвать визуальную составляющую игры. Детальнейшая проработка лиц персонажей и их анимации, красивые визуальные эффекты (взять хотя бы снежинки), приятно воссозданная атмосфера Америки 40-х годов.
Действительно гламур да и только. Но лишь до той поры, пока гангстерская реальность не окунет тебя в ближайшую лужу реальности. И тогда ты поймешь — нету тут мафиозного духа, той сложной моральной развилки, на которой приходится делать выбор.
Главный герой Вито Скалетти напоминает батрака, который волей-неволей, но должен делать то, что ему говорят лишь изредка возражая. Причем, ему это, похоже, нравится. Нравится быть в городе мнимой свободы.
Впрочем, какой ни есть, а все ж родня, в смысле — нам им играть довольно продолжительное время.
Начинается повествование в Италии, а именно на Сицилии, где нам приходится воевать фашистами. Там же обустроен и кратковременный туториал, вводящий в курс дела.
Честно говоря, спорный момент, выглядящий на фоне игры чем-то пришитым белыми нитками. Да, на Сицилии нас ранят, комиссуют и отправят домой. И вроде бы завязка нормальная, но, мы ее встречали так часто, что уже с самого начала возникает вопрос — неужели у создателей легендарной первой части элементарно иссякла фантазия? Эпизод с ночным дежурством возле такси, из первой части, тоже был далеким от фантастики, но все же, не таким заурядным.
Однако, это все воля судьбы и сценаристов. В конце-концов, знал ли Тонни, что его ждет впереди...
Гипноз
...иными словами не объяснить инертность главного героя, по отношению ко всему происходящему. В теории у нас есть карта достаточно большого города, с проработанными районами, заправками, автомастерскими и точками общепита. То бишь, все несколько похоже на одну трехбуквенную игру. Теория получается хорошая, но когда дело доходит до практики возникает сплошное недоумение и удивление. Если не сказать хуже.
Нас буквально тащат по сюжету, не давая возможности оглядеться, осмотреться привыкнуть к тому виртуальному миру, в который нас погрузили. Тебе как бы намекают, «Зачем тебе красивый мир, если у тебя уже есть красивая история придуманная нами?».
И действительно, история красивая и поначалу даже интересная, но зачем тогда весь этот антураж, который ни разу не пригодиться по ходу игры — заправки, закусочные, магазины одежды. Да те же автомастерские, как бы и нужны, но можно обойтись и без них.
Вот и получается, что к главе третьей (из 15, уж позволю себе такой спойлер) понимаешь, что кроме основной сюжетной линии делать нечего. Поначалу есть какой-то позитив, мол, вот сейчас, после мелких заданий начнутся настоящие гангстерские перипетии сюжета.
А тебе показывают, пардон, фигу и постоянно говорят в стиле «езжай-разберись». И ты едешь, молча, затем отстреливаешься из-за ящиков и колонн (как вариант — сам начинаешь пальбу), делаешь это легко и непринужденно. А потом снова, и снова и так — главы до 13, и лишь там, уже на пороге финала, начинается нечто драматичное, в стиле первой части. И когда ты видишь, как медленно, под трагичную музыку, движутся титры возникает лишь одна мысль «Это все?». После этого сюжетный гипноз развеивается и остается...
Горечь
Горечь от того, что ты понимаешь, чем был оригинал для геймеров, чем могло стать продолжение и чем оно стало в итоге.
Вдумчивую криминальную сагу превратили в «шутер с элементами 40-50-х годов».
Судите сами: патроны подбираются схода, безо всяких проблем, здоровье восстанавливается само, за любым укрытием, потребность в разных видах оружия минимальна (на среднем уровне сложности можно пройти всю игру с одним пистолетом, были бы патроны).
Я уже и не говорю о том, что машины, хоть и научились ездить более коряво (что у разработчиков называется «реализмом), но не обладают нормальной моделью повреждений — все повреждения заскриптованы насмерть, например, поврежденный бампер всегда висит одинаково. С какой бы стороны вы его не повредили.
Придирки? Возможно и так, спорить не буду. Но почему тогда в оригинале можно было нанести машине кучу мелких повреждений, а здесь, в более техногенном (в теории) продукте этого сделать нельзя?
Ответ, в принципе, прост и очевиден: из-за перехода на консоли упростилась как сама игра, так и ее механика. Обидно осознавать, что из гангстерской саги, Mafia II превратилась в нечто «по мотивам».
Скучно. Мало. И не цепляет. Настолько, что и писать больше не о чем.
Такие вот неутешительные итоги, одного из самых ожидаемых долгостроев современности.