В России режиссер Джеймс Айвори известен не широко. Однако на Западе, особенно в англо-саксонском мире, его фильмы знают.
На днях смотрел фильм «Усадьба Говардс Энд», 1992 года. Красивая картинка: яркие винтажные костюмы, машины начала прошлого века, настоящая старая Англия.
Картина рассказывает историю нескольких английских семей – грубых предпринимателей, добившиеся богатства без знатного происхождения и настоящих дворян. Каждая из семей хочет получить старинной усадьбой, как магический камень приковывающей все их внимание. Символизм в том, что, по мнению режиссера, кто завладеет усадьбой, тот станет хозяином и новой Англии.
Некоторые кадры фильма и вправду красивые. Как правило, это не природа, помещения или усадьба, а съемки в пространстве города. Режиссеру удается передать оттенками нечто большее, чем обычные краски старинных улиц, у него получается передать под звуки классической музыки некий первобытный мистицизм и ритм, обвалакивающий европейские города.
Однако на этом достоинства фильма заканчиваютcz. Затянутый сюжет, который написан по одноименной книге английского классика Форстера, может заставить заснуть. Айвори боится хоть немного отойти от сюжета книги, стараясь вместить в фильм как можно больше из нее. В результате получается слабая экранизация, не претендующая на какое-то переосмысление.