Если вы интересуетесь философией - вам сюда.
Среди концепций, возникших в философии в XVII-XVIII веках, и рассматривавших проблему субстанции, то есть основы мира, учение Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716) выделяется своей необычностью. Как с формальной (количество субстанций), так и содержательной (сущность субстанции) точек зрения учение этого немецкого философа выбивается из общего ряда тогдашних представлений.
Итак, что такое монады, согласно Лейбницу, и в чем оригинальность его концепции.
В количественном смысле философы субстанцию понимали либо как единственную (монизм), либо принимали существование двух независимых субстанций (дуализм). Лейбниц же выступил оригинально. Он полагал, что в основе нашего мира лежит бесконечное количество субстанций - монад. Каждая монада имеет духовный характер, то есть не материальна, и она находится в постоянном изменении. Эта изменчивость - ее суть. И она независима, то есть существует сама по себе, ее изменения происходят спонтанно.
Однако между монадами все же существует важная связь - это гармония. Все вместе эти бесчисленные субстанции образуют гармоничное целое, что позволяет нашему миру быть таким, каким он является.
Понять сущность монады можно только разумом, так как они не имеют никаких материальных характеристик. На этом месте обычно студенты впадают в ступор, потому что они уже успели представить себе эти монады в виде неких радужных шаров, внутри которых происходят какие-то красивые процессы, а все вместе эти шары, при удалении, оказываются красивой гармоничной картиной нашего мира.
Но увы, монады идеальны, это никакие не шары. Это, если можно так выразиться, представления о мире. Притом у каждой монады свои. Таким образом, в основе мира лежит бесконечное количество представлений о мире, но не чьих-то конкретно, не человеческих, а представлений самих по себе. Они существуют объективно.
Таким образом, каждая монада отражает весь мир индивидуально, так, как никакая другая. В этом смысле монады уникальны. Но, следуя закону предустановленной гармонии, они все вместе образуют целостный мир. Лейбниц, объясняя этот момент, использовал сравнение с деревом. Каждый лист уникален и чем-то отличается от других, постоянно меняется. Но все они образуют крону дерева.
Я бы привела более понятные нынешним людям аналогии. Представьте, что есть сеть компьютеров, связанных одним сервером. То есть есть некий центральный компьютер, куда поступает информация о всех остальных. В каждом компьютере - свой софт, свое содержание. Оно постоянно меняется и отражает мир так, как отражает именно данный конкретный комп. А теперь представьте, что в этих компьютерах исчезло все "железо", и остался только софт. Вот это будет что-то типа монад. А центральный компьютер (без материальной оболочки) - главная монада, бог.
То есть для Лейбница бог - тоже монада, но отличающаяся от всех остальных тем, что в нее стекается вся информация об изменениях во всех прочих монадах, и которая, используя ее, обеспечивает сохранение предустановленной гармонии.
Из всего этого Лейбниц делал вывод, что все будет хорошо. Бывают сбои, но всегда все исправляется в лучшем виде. И вообще все к лучшему в этом наилучшем из миров.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Карикатуры Герхарда Хадерера: поразительно точное отражение современной жизни