Найти в Дзене
Лихой Инвестор

Лихой инвестор: из ОПГ в миллиардеры. Часть 2

Продолжаем публиковать материалы журналистского расследования о рязанском олигархе Игоре Коськине. Сегодня хотим подробнее остановиться на его деятельности в 90-е годы, ведь именно тогда произошло становление его бизнес-империи. Чтобы лучше понимать обстановку, в которой Игорь Коськин начал свой деловой путь, нужно сказать пару слов о криминальной ситуации в Рязанской области в те времена. В начале 90-х в области доминировала так называемая «слоновская» ОПГ, которая зарабатывала достаточно примитивным образом – рэкетом торговых предприятий. Коськин в то время занимался скупкой производственных предприятий за бесценок (на ваучеры и др.) в плотном сотрудничестве с партийной элитой Рязанского обкома и в поле зрения «слоновских» не находился. Ситуация поменялась в середине 90-х. Правоохранительные органы заметно ослабили «слоновскую» ОПГ, и ее влияние стало снижаться. Но свято место пусто не бывает – на смену вымогателям пришли более изощренные преступники. Новая ОПГ действовала в основно

Продолжаем публиковать материалы журналистского расследования о рязанском олигархе Игоре Коськине. Сегодня хотим подробнее остановиться на его деятельности в 90-е годы, ведь именно тогда произошло становление его бизнес-империи.

Чтобы лучше понимать обстановку, в которой Игорь Коськин начал свой деловой путь, нужно сказать пару слов о криминальной ситуации в Рязанской области в те времена. В начале 90-х в области доминировала так называемая «слоновская» ОПГ, которая зарабатывала достаточно примитивным образом – рэкетом торговых предприятий. Коськин в то время занимался скупкой производственных предприятий за бесценок (на ваучеры и др.) в плотном сотрудничестве с партийной элитой Рязанского обкома и в поле зрения «слоновских» не находился.

Ситуация поменялась в середине 90-х. Правоохранительные органы заметно ослабили «слоновскую» ОПГ, и ее влияние стало снижаться. Но свято место пусто не бывает – на смену вымогателям пришли более изощренные преступники. Новая ОПГ действовала в основном экономическими методами, подкупая чиновников и сотрудников правоохранительных органах, продвигая своих ставленников в органы власти и создавая своим фирмам все условия для успешного ведения бизнеса.

Как раз тогда Коськин вошел в команду «экономического блока» новой ОПГ. Он активно участвовал в приватизации предприятий Рязанской области, которые затем входили в структуру ФПК «Инвест» и начинали работать в интересах криминальной империи. Именно так в 1999 г. ФПК «Инвест» получила контроль над ЗАО «Русская кожа» - на тот момент крупнейшим в Европе кожевенным заводом. Предприятие возглавил ближайший соратник Коськина - Игорь Сурин.

До того как стать успешным кожевенником, бывший самбист Сурин работал в структурах, обеспечивавших безопасность ФПК «Инвест». В августе 1999 г. Сурин был задержан в рамках расследования деятельности «дороховской» преступной группировки и заключен в изолятор. После признательных показаний в 2001 г. был отпущен под подписку о невыезде, а в июле 2006 г. получил условно срок 6 лет лишения свободы с испытательным сроком 4 года. Но уголовное дело не мешало Сурину руководить «Русской кожей», где он и сегодня является председателем совета директоров.

Но было бы наивно полагать, что Игорь Коськин вел бизнес исключительно в белых перчатках. Так, в 1994 году он занимался организацией трафика героина в Рязанскую область – грязным делом, от которого отказались даже матерые бандиты. В 1997 году он угрожал руководителю предприятия ГСКБ (Головное специализированное конструкторское бюро) Владимиру Крестьянинову, пытаясь заполучить лакомую землю в центре города.

В том же 1997 году началась еще одна драматичная и кровавая история. Многие годы партнером Игоря Коськина по управлению ФПК «Инвест» был Александр Земсков. Но потом Земсков решил выйти из бизнеса, и 15 мая 1997 года вместе с сестрой Тамарой Селянской официально потребовал выделить его долю в финансово-промышленной компании. Это фактически разрушало сложившуюся структуру ФПК «Инвест» и могло привести к потере контроля над предприятиями.

Тут самое время вспомнить слова Игоря Коськина, сказанные им в одном из интервью в те времена: «Все прочие инвестиции: в банки, в доллары, в ценные бумаги – достаточно эфемерны. Деньги – это всего лишь мера отношений между людьми. То есть первичны, прежде всего, отношения, и тот, кто вкладывает деньги в эти отношения, - дальновидный, далеко идущий бизнесмен».  

-2

Но в реальности деньги для Коськина оказались важнее отношений с давним партнером. Под мощным давлением, вскоре после своего заявления, Земсков уехал из России в Испанию. 30 мая был жестоко избит муж Тамары Селянской (на него был оформлен ряд доверенностей). А в августе 1998 года Александр Земсков был застрелен в Испании неизвестным киллером. При расследовании убийства все связи тянулись к Коськину, как возможному организатору убийства. Однако дело было «развалено», и империя Коськина устояла.

Продолжение следует.

Первая часть