Порою можно слышать, как некоторые люди отмечают схожесть некоторых аспектов реконструкции с ролевыми играми. Забегая немного вперед, сразу скажу утвердительно: никакого сходства между этими двумя видами деятельности нет и быть не может. А далее буду подробно объяснять почему, рассказывать о разного рода отклонениях, возникших при влиянии на реконструкцию субкультур...
Собственно, определимся в понятиях «реконструкция» - это суть научный метод, позволяющий воссоздать объекты материальные и нематериальные и получить в процессе какие-то выводы. «Игра»- тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Поняли, да? Если в первом случае для реконструкции военных рыцарских умений нам потребен настоящий конь, доспех приближенный к оригиналу в своих рабочих качествах,годы тренировок, человек умеющий всем этим пользоваться… и который с полным правом может именовать себя тяжело вооруженным всадником «по факту применения», то во втором случае достаточно набора неких символов, уместных для игры и не претендующих на столь высокий уровень серьезности. Другими словами, современная ролевая игра в наших широтах – это что-то поверхностное, несерьезное, направленное на получение удовлетворения участника с минимальными вложениями сил и средств. Подобных примеров можно привести множество. В основе реконструкции лежит строго определенный функционал – умение рыцаря управлять конем и своими людьми, матроса – принимать участие в управлении судном, пекаря – печь пирожки, мастера доспешника (платтнера или кольчужника) – сделать достоверное и работающее защитное снаряжение, слуги – рубить дрова, разделывать дичь, снаряжать повозку итд... Любое отхождение от этого функционала граничит либо с фарсом, либо с травмой, либо – с ролевой игрой. Что вы скажете о человеке, надевшем костюм всадника, но боящемся лошадей? Для ролевой игры это нормально – там можно и швабру оседлать… Неумеха матрос- утопит весло и корабль будет неуправляем. Корявый слуга забрызгает дорогих гостей жиром от дичи или рубанет топором вместо дров – себе по ноге… Бездарь-доспешник сделает кусок лажи и в ответ на претензии со стороны пользователя, заявит о недоработанном техническом задании или будет с пеной у рта доказывать свою «версию», о пользовании которой имеет ни малейшего понятия. Не смейтесь, это все реальные примеры из жизни, и это еще цветочки. Ягодки начинаются там, где вместо реального функционала участниками сообщества реконструкции, даже не побоюсь этого слова «ливингхистори» идет подмена этого самого функционала. Здесь пираты занимаются пешими походами по суше, русские дружинники сражаются в пеших построениях на бугуртах, кочевники делают все что угодно, только не связанное с верховыми животными, а «грозные разбойники» пекут пирожки! Помните старый анекдот, когда пожилая дама лечила «казака», говоря, что если тому когда-нибудь взбредет в голову назваться «ловцом жемчуга», то помимо того, что надеть резиновую шапочку - придется понырять за жемчугом.
Но парад нелепости на этом не заканчивается и вот уже пекарь с портным наперебой начинают рассуждать о средневековых доспехах и учить воевать рыцарей !!!
Я думаю, реалии ролевых игр не стоит перечислять. Все и так прекрасно представляют, как далеки они от реальности выдуманной или реальности прошлого (средних веков, например). К слову, большинство выше перечисленных перверсий к ролевым реалиям имеют большее отношения, чем к реконструкции.
Давайте лучше о реконструкции. Что же первичнее «вещь» или «умение»? Почему-то реконструкцией принято называть материальный объект, хотя логичнее процесс его воссоздания. Материальная вещь – такой же продукт реконструкции, как и умение управлять средневековым речным кораблем… В конечном итоге абсурд доходит до того, то реконструктором порой называют владельца большого количества этих продуктов реконструкции, а не людей их создающих. Мы уже выяснили, что люди даже не всегда умеют пользоваться этими предметами, что в результате роднит их скорее с коллекционерами или старьевщиками, что продают, в конечном итоге, накопленное годами на блошином рынке. Потому что без функционала, вся материальная реконструкция - вещь в себе, которую логично выставлять в музеях или экспонировать любым другим образом, кроме как надевать на себя людям, не имеющим ничего общего с реальным функционалом, осуществляемым с помощью этих вещей.
Я выскажу даже очень крамольную, с точки зрения многих современных реконструкторов, мысль. Для изрядного количества средневековых умений большинство этого исторического «антуража» и вовсе не обязательно. Так, совершенно ни к чему исторический костюм для изучения работы каменщика. Для умения арбалетчика не обязательна сложная реконструкция биокомпозита дуги. А для основ фехтования зачастую достаточно даже «модели» средневекового оружия из современных материалов… Важным, например, является умение пользоваться лестницей на штурме. Нести ее, устанавливать, лезть по ней в броне со щитом и оружием, умение ее не дать спихнуть..и умение спихивать..а материал лестницы - вторичен (т.к. бывали почти любые).
И все это будет реконструкция с материальным результатом или приобретенным умением. Ролевые игры начинаются там, где происходит подмена необходимого и достаточного функционала на вымышленный. Где в модное слово «концепт мероприятия» вторгается привнесенная организаторами «легенда», способная, по их мнению, прикрыть весь фарс и несоответствие реалиям историческим. Хорошо, когда на «высадке шведов» есть и вода по пояс, и корабли. На штурме крепости и лестницы и стены, огонь, требушет и кирпичи… А «рейд струтеров», пешком, без лошадей, лодок и даже худо-бедно повозки в лесу «по легенде игры»… ну сами понимаете… Хороших вам реконструкций.