Найти тему
Полукритик

Так умирает мафия: рецензия на фильм «Ирландец»

Автор: кинопоиск.ру
Автор: кинопоиск.ру

По-моему, в 2019 году два очень талантливых режиссера решили увековечить свою страсть и любовь в собственных совершенных картинах. Тарантино сделал это в «Однажды в Голливуде». Скорсезе раскрыл душу в «Ирландце» или, другими словами, поставил памятник собственному искусству. Это подведение итогов, если хотите. Рассказ длиною в пятьдесят лет. На мой взгляд, мастер сделал главный вывод из своих историй и показал важную часть жизни мафии. Он дает понять, чем заканчивается этот путь, раскрывает неброский финал самых ярких преступников. Тюрьма, бессилие, одиночество и смерть — это неизбежно для каждого плохого парня, и тут Скорсезе прямо заявляет об этом.

В «Ирландце», как мне показалось, Мартин объединил все лучшие стороны своих фильмов. Однако, работа получилась непохожей на остальные. Убийств и крови здесь меньше, чем в «Славных парнях», гангстерских штучек и антуража меньше, чем в «Казино». Обычный парень из народа не заканчивает, как «таксист». А история вертится вокруг талантливого и безудержного оратора, подобному Джордану Белфорту из «Волка с Уолл-стрит». Кому-то может не хватить перипетий и сценарных узелков как в «Отступниках» или неожиданной концовки как в «Острове проклятых».

Художник-постановщик «Ирландца» Роберт Шоу в интервью рассказывал, что работа над фильмом была одна из самых сложных в его карьере. Мартину хотелось сделать все по-настоящему, и это у него получилось. Видно, что цензуру Скорсезе проходило все — от грязи на ботинках до каждой из натурных локаций, которые выглядели максимально естественными.

Как обычно, в центре фильма — криминальная история (основана на реальных событиях), в которую вписаны мафиози, общественник и глава профсоюзов, а также обычный мужик из народа, которого сдавливают жизненные обстоятельства, подталкивающие изменить свою жизнь.

Автор: кинопоиск.ру
Автор: кинопоиск.ру

Главный герой Фрэнк Ширан — очень ровный и сбалансированный персонаж с обыденными проблемами скорсезовских простаков. Здесь мы не увидим перевоплощения легендарного Трэвиса Бикла из «Таксиста». Наш парень — обычный киллер, который по команде убивал людей пачками. У Ирландца получилось плавное восхождение к вершине без особенных падений. На этом все. Отсутствовали явные внутренние противоречия и переживания. Для меня это не герой фильма. Он сильно не изменился. И даже не усомнился в своих решениях. Фрэнк получился простым, но сильным человеком и невероятным рассказчиком, который заставил поверить каждому слову. Всю историю Фрэнк повествует без раскаяния и сожаления, будучи прикованным к инвалидному креслу.

Фильм не про героя, который по законам драмы обязан сломаться, измениться и покрошить всех врагов из-за совести и принципов. Фильм о другом. Фильм об ушедшей эпохе. Фрэнк настолько убедительно и подробно рассказывает нам свою историю, что я воспринимал это как настоящую жизнь — долгую и правдивую, сравнимую с литературным романом, в котором героя узнаешь вдоль и поперек. Фрэнк рассказал не только о себе. Цели других людей тоже запали мне в душу, а их последние дни, я как будто видел вживую.

Автор: кинопоиск.ру
Автор: кинопоиск.ру

Расселл (Джо Пеши), словно крестный отец среднего класса мафии. Он босс, который всю жизнь старался помогать людям, но его почему-то никто так и не полюбил. Как завершился его путь, читатель уже знает.

Автор: кинопоиск.ру
Автор: кинопоиск.ру

Джимми Хоффа — харизматичная личность, пропавшая в реальной истории без следа. Этот наглец, который чересчур эмоционально стоит на своем и придерживается строгих правил, не уступает никому — даже самой авторитетной мафии. Ему веришь, бывает, что узнаешь кого-то из своих близких, которым часто хочется сказать: «остановись, хватит». К Хоффе проникаешься и даже желаешь искренней победы. А главное, что мне понравилось в герое — его открытость (аллегория с дверью), дерзость и самоуверенность. Он настоящий. Лично я таких людей знаю, они очень сильные.

Признаюсь, я кайфовал от актерского состава. Главных персонажей играли звезды криминальных драм прошлого столетия — далеко немолодые Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши. Наблюдать их в расцвете сил, следить за старением и быть свидетелем финала — все это стало возможно благодаря цифровому омоложению в эталонной работе Скорсезе. По-моему, старение персонажа на экране — один из самых запоминающихся фишек в кино. Это помогает зрителю сильнее проникнуться героем.

Про общую картинку, стиль и музыку говорить не буду, это лучше увидеть и услышать лично. Скажу, что «крутость» зашкаливала.

Автор: кинопоиск.ру
Автор: кинопоиск.ру

Вывод для меня оказался простым. Фильм действительно эталон мастерства кинематографиста. Правильно ли я понял мысли автора, Скорсезе не подтвердит. Но я осмелюсь предположить, что старость и одиночество, показанные в фильме — вот точка жанра, который становится в нашем веке историческим. Это кино демонстрирует нам, как умирает мафия.

Еще одна мысль, поселившаяся в моей голове связана с надеждой. Надежда есть всегда. Просто не закрывайте дверь до конца…