Покупка квартиры – важный шаг, особенно если жильё приобретается в ипотеку. Банк просит подписать ряд документов, чтобы оформить кредит. Один из них – закладная. Многие не понимают, что это за бумага и для чего нужна.
ГородКвадратов.ру подробно расскажет об этом.
Что такое закладная
Согласно закону об ипотеке, закладная – ценная бумага банка, подтверждающая его право на имущество, обременённое ипотекой. Обычно документ оформляется при сделке.
Закладная составляется залогодателем и бывает двух видов:
- на бумажном носителе;
- электронная.
Храниться закладная должна у залогодержателя, который передаёт её в депозитарий, где она остаётся до момента погашения клиентом долга. Документ является гарантом возврата денег. Если заёмщик не сможет платить кредит, то согласно закладной, банк может продать заложенную квартиру и вернуть долг.
Содержание документа
Порядок составления закладной регулируется ст. 14 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:
- название документа;
- данные заёмщика и залогодержателя;
- номер кредитного договора и условия займа (процентная ставка, срок, сумма и т. д.);
- объект залога (наименование, площадь, кадастровый номер);
- стоимость объекта согласно данным отчёта об оценке;
- подписи сторон.
Это основные требования, которые должны содержаться в данном документе, при отсутствии хотя бы одного пункта сотрудники Управления Росреестра могут отказать в регистрации бумаги.
Порядок регистрации
Согласно нормам закона, закладная подлежит обязательной регистрации в Росреестре.
Для того чтобы документ прошёл процедуру регистрации, клиент должен предоставить в МФЦ следующий комплект документов:
- паспорт и заявление;
- оригинал закладной с копией;
- отчёт об оценке стоимости жилья, передаваемого в залог;
- кредитный договор;
- договор купли-продажи или ипотеки, или иной документ, на основании которого квартира переходит в залог банку;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Если закладная составлялась после государственной регистрации ипотеки, то в МФЦ должны подать заявление совместно залогодатель и залогодержатель.
Регистраторы ставят отметку на документе в течение одного дня с момента поступления заявления.
Погашение записи
До тех пор пока заёмщик не погасит свой долг по кредиту, закладная хранится у владельца – то есть банка. Закладная аннулируется, как только долг погашен перед юридическим лицом. После этого кредитная организация возвращает клиенту закладную с отметкой банка о том, что все обязательства, обеспеченные ипотекой, погашены в полном объёме, с печатью организации и подписью уполномоченного лица.
Затем клиент вновь идёт в МФЦ и пишет заявление на снятие ипотеки. После проведения данной процедуры в Управлении Росреестра гасится запись о залоге недвижимости.
В случае если оригинал закладной был утерян, то нужно в обязательном порядке оформить дубликат.
Итак, закладная – это документ, подтверждающий существование залога на жильё. Многие банки при оформлении ипотеки подписывают этот документ, хотя некоторые уже отказались от него. Важно помнить, что если вы подписывали его и регистрировали, то обременение Росреестр вам не снимет без предоставления оригинала.