Найти в Дзене
ГородКвадратов.ру

Зачем нужна закладная на жильё

Оглавление

Покупка квартиры – важный шаг, особенно если жильё приобретается в ипотеку. Банк просит подписать ряд документов, чтобы оформить кредит. Один из них – закладная. Многие не понимают, что это за бумага и для чего нужна.

ГородКвадратов.ру подробно расскажет об этом.

Что такое закладная

Согласно закону об ипотеке, закладная – ценная бумага банка, подтверждающая его право на имущество, обременённое ипотекой. Обычно документ оформляется при сделке.

Закладная составляется залогодателем и бывает двух видов:

  • на бумажном носителе;
  • электронная.

Храниться закладная должна у залогодержателя, который передаёт её в депозитарий, где она остаётся до момента погашения клиентом долга. Документ является гарантом возврата денег. Если заёмщик не сможет платить кредит, то согласно закладной, банк может продать заложенную квартиру и вернуть долг.

Содержание документа

Порядок составления закладной регулируется ст. 14 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:

  • название документа;
  • данные заёмщика и залогодержателя;
  • номер кредитного договора и условия займа (процентная ставка, срок, сумма и т. д.);
  • объект залога (наименование, площадь, кадастровый номер);
  • стоимость объекта согласно данным отчёта об оценке;
  • подписи сторон.

Это основные требования, которые должны содержаться в данном документе, при отсутствии хотя бы одного пункта сотрудники Управления Росреестра могут отказать в регистрации бумаги.

Порядок регистрации

Согласно нормам закона, закладная подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

Для того чтобы документ прошёл процедуру регистрации, клиент должен предоставить в МФЦ следующий комплект документов:

  • паспорт и заявление;
  • оригинал закладной с копией;
  • отчёт об оценке стоимости жилья, передаваемого в залог;
  • кредитный договор;
  • договор купли-продажи или ипотеки, или иной документ, на основании которого квартира переходит в залог банку;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Если закладная составлялась после государственной регистрации ипотеки, то в МФЦ должны подать заявление совместно залогодатель и залогодержатель.

Регистраторы ставят отметку на документе в течение одного дня с момента поступления заявления.

Погашение записи

До тех пор пока заёмщик не погасит свой долг по кредиту, закладная хранится у владельца – то есть банка. Закладная аннулируется, как только долг погашен перед юридическим лицом. После этого кредитная организация возвращает клиенту закладную с отметкой банка о том, что все обязательства, обеспеченные ипотекой, погашены в полном объёме, с печатью организации и подписью уполномоченного лица.

Затем клиент вновь идёт в МФЦ и пишет заявление на снятие ипотеки. После проведения данной процедуры в Управлении Росреестра гасится запись о залоге недвижимости.

В случае если оригинал закладной был утерян, то нужно в обязательном порядке оформить дубликат.

Итак, закладная – это документ, подтверждающий существование залога на жильё. Многие банки при оформлении ипотеки подписывают этот документ, хотя некоторые уже отказались от него. Важно помнить, что если вы подписывали его и регистрировали, то обременение Росреестр вам не снимет без предоставления оригинала.