Найти в Дзене
Дарья Таранова

Почему мы влюблены в синий

Оглавление

Все люди разные. Разная внешность, возраст, пол, раса, политические взгляды и т.д. То же самое с восприятием цвета и тем как цвета влияют на эмоции и поведение. Но, если мы такие разные в столь разных областях, почему так много людей любят один и тот же цвет — синий?

Это перевод статьи Mislav Žokalj.

Примечание переводчика: английский "blue" включает в себя как синий, так и голубой. В статье я использовала первый вариант.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Цвета в дизайне

Распространено заблуждение, что цвета, которые мы используем в дизайне, нужны только чтобы "сделать красивенько". Люди сильно зависят от цветов в понимании чего-то и придания этому смысла. Согласно исследованию Стэфана И. Палмера и Карен Шлосс, которое было опубликовано в 2010 году, человеческое поведение сильно подвержено влиянию цветовых предпочтений, и это необходимый аспект нашего визуального опыта: от выбора новой машины и одежды до дизайна интерфейсов.

Любое дизайнерское образование включает блок о цветах: какое психологическое значение они имеют, когда использовать оранжевый, а когда — голубой и т.д. Эти правила не догмы, а скорее направляющие для создания качественного продукта. В зависимости от культуры, разные люди по-разному смотрят на каждый отдельный цвет и по-разному его воспринимают. Например, один японский производитель скутеров вошел на индийский рыной с черными скутерами. Они почти не продались, хотя в Японии продажи зашкаливали. Почему? Потому что, как обнаружили после исследования рынка, в Индии черный представляет смерть. Тот же самый цвет, который японцы считают современным и безупречным.

А теперь про синий

Синий — это редкий пример цвета, который почти одинаково воспринимают во всем мире. В самых разных культурах его соотносят с доверием и силой, но, в то же время, спокойствием и защитой.

В 2003 Джо Хэллок провел исследование по теме цветовых предпочтений, и обнаружил, что синий находится в топе у обоих полов.

-2

Краткая история синего

Как и когда мы все начали молится на синий цвет?

Что ж, вернемся немного во времени...

Источник: imgflip.com
Источник: imgflip.com

Некоторые источники утверждают, что история синего началась в 431-ом году нашей эры, когда католическая церковь решила распределить цвета между святыми. Мария получила синий. Спустя столетия, "ее" цвет стал известен как "небесно синий".

Поскольку Мария ассоциируется с невинностью и надежностью, синий стали ассоциировать со всем хорошим и положительным. Позднее в истории тот же оттенок синего использовали многие военные и полицейские, чтобы убедить людей в том, что они несут ту же идею.

Поскольку небесно синий пользовался популярностью среди авторитетных людей и групп, он стал ассоциироваться с идеей авторитета. Стали появляться разные оттенки синего. Таким образом мы получили аквамариновый (он же "цвет яиц малиновки") и бледный пыльно-голубой.

Слева — аквамариновый, справа — бледный пыльно-голубой
Слева — аквамариновый, справа — бледный пыльно-голубой

"Цвет для мальчиков"

Все мы слышали эту историю: синий для мальчиков, розовый для девочек. Эта фраза появилась где-то после Второй мировой войны, в эпоху бэби-бума. В то время производители использовали эту маркетинговую схему, потому что с помощью цветового разделения хотели продать больше детской одежды.

Современная эра синего

Согласно исследованию Палмера и Шлосс, идивидуальное отношение к каждому отдельному свету можно определить как усредненное ко всем объектам, которые ассоциируются с этим цветом. Синий мы обычно ассоциируем с чистым небом, свежей водой и новыми джинсами, а всё это нам нравится.

В их исследовании Шлосс говорит:

"Безоблачное небо и чистая вода воспринимаются нами одинаково. Не важно, где вы, если снаружи светлый, солнечный день, в который хочется гулять на улице, небо будет голубым. И так же чистая вода везде будет синеватой. Это не значит, что культурных различий совсем нет, но отношение к синему как к чему-то положительному достаточно постоянно."

Другое интересное исследование 2015-го года использовало симулированное окружение в шести разных цветах, чтобы определить как оно влияет на эмоции и сердцебиение студентов, и угадайте что? Они обнаружили, что синий повышает расслабленность и чувство покоя.

Синий в дизайне

В 2016-ом Пол Герберт, фронт-енд и UX дизайнер, заинтересовался тем, какие цвета чаще использовались большими, популярными сайтами. Он написал PHP скрипт, который пробежался по стилям главных страниц топовых сайтов из списка alexa.com.

Изображение ниже показывает, как много популярных вебсайтов в Интернете 2016-го использовали голубой в своём дизайне.

Источник: Пол Герберт
Источник: Пол Герберт

Как утверждает Лори Прессмен, вице-президент Пантона, возросшая популярность UI/UX методие связана с популярностью синего в веб-дизайне.

"Мы доверяем синему — мы видим его каждый день. Он не вмешивается в наш мир, вместо этого он приветствует и успокаивает нас. Синий гендерно-нейтрален. Самый популярный цвет для обоих полов во всем мире, синий объединяет наши культуры."

Неудивительно, что так много популярных и новых брендов используют синий как их главный цвет для брендинга. Посмотрите на приложения в своём телефоне, и посчитайте, сколько использует синий. У меня получилось 19, в их числе PayPal, Skype, Trello, LinkedIn, BlaBlaCar и т.д.

Источник: imgflip.com
Источник: imgflip.com

Также Хеллок в своём исследовании обнаружил еще несколько аспектов, которые стоит учитывать в дизайне, в том числе взаимодействие между цветами и эмоциями.

В своём опросе он попросил участников соотнести каждый конкретный цвет со словами из списка. Среди прочих, в этом списке были доверие и безопасность.

Источник: Пол Герберт
Источник: Пол Герберт

Мы все знаем, как важно доносить идею доверия и безопасности в дизайне. Подумайте о всех этих приложениях для банкинга, которые используют синий в дизайне интерфейса, или об авиалиниях которые используют тот же цвет в брендинге.

Чтобы понять, почему синий так популярен в дизайне, нужно также вспомнить о его инклюзивности. Примерно 10% людей страдают дейтеранопией — не различают зеленую и красную части спектра. Но почти все видят синий.

Согласно статье The New Yorker 2010-го года, Марк Цукерберг выбрал синий в том числе по этой причине (он сам страдает от дальтонизма).

Цвет года

Уже 20 лет Пантон выбором цвета года влияет на развитие дизайна продуктов и принятие решений во многих областях, включая моду, интерьеры домов и индустриальный дизайн, так же как дизайн упаковки и графический дизайн. Процесс определения цвета года требует вдумчивых размышлений и анализа трендов.

Источник: Pantone
Источник: Pantone

Совсем недавно Пантон анонсировал цвет 2020-го года: классический синий.

Так Пантон характеризует классический синий:

"Неагрессивный и легко узнаваемый, проверенный PANTONE 19–4052 Classic Blue помогает расслабиться. Он ассоциируется с возвращением нового дня, абсолютно все воспринимают его с комфортом."

Сама Прессман добавила:

"Синий не только самый популярный цвет в вебе сегодня, это также самый популярный цвет спектра во всем мире. Человеческий разум ассоциирует его со спокойствием чистого неба и очищающими водами безмятежных морей, а потому легко принимает коцепцию синего как чего-то постоянного, доносящего символическое послание надежности и верности."

Как мы видим, синий не обрел свою популярность в одно мгновение. Он медленно и постепенно занял свой трон, пройдя сквозь разные стадии в нашей истории.

Вы можете задаться вопросом: "Должен ли я всегда стараться использовать в дизайне синий?"

Краткий ответ: "Нет."

Используйте цвета мудро и с ясными намерениями. Не всегда синий отвечает вашим потребностям, и более того, не всегда синий значит то же самое и имеет тот же эффект. Потратьте время на выбор идеального цвета для вашего следующего проекта. Нет краткого пути к универсально успешной работающей цветовой палитре.

О, и да. Мой любимый цвет — синий.

Спасибо, что дочитали.