Найти тему
Литература и история

Рождественский пост от древности до наших дней

Ещё полтора века назад религия была неотъемлемой частью жизни русского человека. Затем, после Октябрьской революции, начались десятилетия безбожия, когда ходить в церковь, молиться, соблюдать посты или отмечать церковные праздники стало не просто не принято, а опасно.

В начале 90-х, когда Союз распался и страна вступила в новую эру своего развития, взоры многих вновь устремились к небесам, а люди нашли дорогу к храму. Однако лишь некоторые из них вернулись к вере целиком и следуют всем догматам.


За прошедшие годы появилось немало атеистов. Но ещё больше среди современников скептиков, которые, с одной стороны, соглашаются с доктриной существования высших сил, но с другой – не готовы идти на жертвы и соблюдать запреты во имя религии.

Они отказываются признавать истинный смысл постов, которые задумывались как очищение, борьба с грехами и плотскими желаниями. Кто-то относится к ним как к банальной диете, даже не разбираясь, что действительно можно, а чего нельзя делать в священное время. Кто-то добавляет себе острых ощущений на последующие праздники, ведь после ограничений любые излишества вдвойне приятны.

А есть те, кто предпочитает и вовсе игнорировать посты, объясняя их историческое появление не стремлением к святости, а как банальную борьбу с вечным голодом и дефицитом продуктов питания. Мол, недаром ведь самые длинные воздержания длиной в сорок дней выпадают на предрождественские и предмасленичные дни, то есть на зиму и начало весны.


Между тем хотелось бы разобраться в исторической подоплёке ограничений, накладываемых на людей в определённые периоды, на примере последнего в году Рождественского поста. Праздник Рождества Христова впервые стали отмечать в апостольские времена. Уже в пятом веке нашей эры были сделаны первые из дошедших до наших дней упоминания не только о самом торжестве, но и о необходимости очищения перед ним.

Лев Великий, чьи записи внимательно изучили специалисты, объяснял это необходимостью принести жертву Богу за плоды, которые он подарил людям. Изначально пост длился всего около семи дней, хотя некоторые народы соблюдали его дольше. То есть строгих предписаний не существовало. В 1166 году появилась первая настоятельная рекомендация соблюдать пост на протяжении сорока дней.

Это случилось при константинопольском патриархе Луке. Примерно в то же время в записях антиохийского патриарха Вальсамона было выдвинуто утверждение, что отсутствие рекомендаций не отменяет значимость поста, который нужно блюсти, начиная с 15 ноября и вплоть до 24 декабря. Именно таких сроков сегодня придерживаются католики.

Православные из-за перехода на другой календарь сместили эти даты. Рождественский пост у нас продолжается с 28 ноября по 6 января.


Его суть заключается в том, чтобы человек встретил Сына Божьего с чистыми сердцем, душой и телом. А добиться этого можно исключительно покаянием, молитвой и постом. То есть пора прекратить воспринимать пост как ограничение в еде и вредных привычках с целью хоть недолгое время вести здоровый образ жизни или похудеть.

Не было и мысли у наших предков о сохранении продовольственных припасов, используя в этих целях религию (по крайней мере, ни одного запротоколированного доказательства данной теории найти не удастся). Игнорировать пост верующему человеку также не рекомендуется, ибо любая вера строится на догматах, ритуалах, правилах. А очищение с помощью постов перед значимыми церковными событиями – одно из главнейших предписаний в нашей религии.


Впрочем, в XXI веке никто не обязывает граждан голодать и есть на протяжении полутора месяцев исключительно одобренные священниками продукты, тем паче, что на период поста выпадает главный светский праздник – Новый год. Решение должно быть исключительно добровольным, базироваться только на понимании сути своих действий и искреннем стремлении получить очищение. Ибо неискренность или лицемерие в подобных вопросах – тот же грех.

Вот только возникает вопрос, почему в России частенько церковные каноны соблюдались не так вдохновенно и единодушно, как в других государствах? Отчего христианские традиции так сильно смешались с языческими, что исподволь изменились?

Как целая страна, населённая исключительно верующими гражданами, в одночасье после революции отказалась от своих убеждений? Возможно, ответ на эти вопросы стоит искать в истории, вернувшись в прошлое к моменту Крещения Руси и событиям, последовавшим за ним.


О встрече язычества и христианства, а также о духовных процессах, происходивших в сознании людей той эпохи, на страницах книги, написанной в жанре исторического фэнтези,
«Приключения Евангелины», рассказывает Любовь Черенкова. По сюжету две девушки, одна из языческой среды, другая из христианской, ищут себя, Бога и счастье на просторах мира, кишащего опасностями.

Что им удастся отыскать, отправившись в путь познания истины из разных психоэмоциональных точек и по разным причинам?