С тревогой думаю о надвигающемся Оскаре - в этом году я готова к нему гораздо хуже, чем в прошлом. Поэтому семимильными шагами спешу наверстать упущенное за семестр и сессию. Тем более отговорки кончились и ленты всех социальных сетей размотаны.
Вы не думайте, что я забросила смотреть кино. Вовсе нет, я забросила писать о нем. Но три новинки из оскаровской гонки я все-таки посмотрела. Сегодня обсудим две из них, я назову это «две грани Скарлетт Йоханссон», ведь актриса номинирована на премию за работу в обоих фильмах: за лучшую женскую роль в «Брачной истории» и за лучшую женскую роль второго плана в «Кролике Джоджо». Они такие разные, что только мне и могло прийти в голову объединить их в один материал.
Ну, поехали.
Хорошее дело браком не назовут
«Брачная история» - фильм Ноа Баумбака, запомнившегося зрителю своей «Милой Френсис» с его нынешней женой Гретой Гервиг в главной роли (фильм Греты «Маленькие женщины» тоже номинирован на Оскар в этом году).
Если рассматривать творчество режиссера, опираясь только на эти две ленты, становится понятно, что его не интересует масштабность ни поднимаемых тем, ни презентуемой картинки. Камерные истории о простых людях и их душах. Вы хотите поговорить об этом? Баумак хочет! Поэтому его фильмы работают в жанре мамблкора, где люди очень много говорят, а потом после небольшой передышки, снова очень много говорят.
В «Брачной истории» потрясающий каст. Никого я сейчас не люблю в актерском плане больше, чем Адама Драйвера. Кстати, вы знали, что милый Адам попал в актерский из Морской пехоты США, куда он ушел добровольцем после событий 11 сентября? Когда я это узнала, мне стало ясно откуда у этого, вроде бы внешне непримечательного актёра, этот бешеный мужской магнетизм.
Но вернемся к фильму.
В пару (буквально, они играют мужа и жену) ему выбрана Скарлетт Йоханссон, которая растет в каждой своей работе.
Для меня, как будущего киношника, важным моментом ещё является и профессии героев. Она - актриса, а он режиссер (как Ноа Баумбак и Дженифер Джейсон Ли – его первая жена). Классика мировой индустрии. Но фильм, конечно, не об этом. Герои могли быть кем угодно, например, врачами (см. «Аритмию» Хлебникова), история от этого лишь приобрела бы иные оттенки, но осталась прежней. Это история о разрыве.
Удивительным образом режиссеру удалось показать ситуацию так, чтоб каждому зрителю стало ясно какие герои дураки. Искренне недоумевать «почему бы этим двоим просто не поговорить друг с другом и не простить друг друга ?» - вот, что вам предстоит по мере просмотра фильма. Но клубок взаимных претензий будет разматываться прямо у вас на глазах и от замечательных образов супругов, созданных по просьбе семейного психолога, не останется следа. Режиссер и сценарист постарался показать семейную драму максимально объективно, до поры непонятно кто прав, а кто виноват с его точки зрения. Очень точно это передает и субъективную реальность, в которой мы живем. Ведь правых и виноватых в реальной жизни на самом деле нет.
Ещё в фильме хорошо подсвечено социальное, для этого введен практически демонический персонаж адвокатессы в исполнении Лоры Дёрн. Это героиня, которая разрушит любые отношения, и если вы её не возненавидите, у вас просто нет сердца.
Рей Лиота прекрасно играет еще одного представителя бездушной машины американской юриспруденции. И вот, двое этих псов дерутся за ребенка, вроде бы на стороне бывших супругов, параллельно обирая каждого из них до нитки и оставляя несчастными.
Итог, как и финал фильма, плачевный, не сумев договориться, двое любящих людей навсегда разрушили то, что можно было спасти, умерив свое эго. С другой стороны, и герои , и зрители испытывают какое-то мазохистское удовлетворение от того, что эти двое наконец-то перестали мучить друг друга и зажили новыми, счастливыми жизнями.
И все-таки, даже если ваши отношения закончились, как важно помнить из-за чего они когда-то начались, будь это экономная привычка парня выключать свет, когда он не нужен, или умение ставить по любому поводу цитату из ленинских тезисов.
У «Брачной истории» шесть номинаций, в том числе лучшая мужская и лучшая женская роль за душераздирающую игру Драйвера и Йоханссон.
Храбрый кролик
Второй фильм из сегодняшней подборки объединен с «Брачной историей» не только Скарлетт Йоханссон в кадре, но и тем фактом, что вам придется смотреть его дома. И, если «Брачная история», выйдя на Netflix, не предполагала широкого проката, то «Кролик Джоджо» пал жертвой цензурной машины наших локальных прокатчиков. Фильм Тайки Вайтити («Реальные Упыри», «Тор: Рагнарёк») транслирует слишком «больную» для нашего минкульта тему, а поэтому его даже не стали заявлять в прокат.
Предмет обсуждения – вымышленный друг мальчика из Берлина 45 года по имени…Адольф Гитлер.
Но не думайте, что это какая-то жесть. «Кролика Джоджо» мне посоветовали сразу двое моих друзей – самые милые из них. Очень интересно, что история начинается как комедия, а потом разворачивается в серьезную драму. Поначалу фильм напоминает «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, этот детский-детский мир, паренек в форме и яркая, будто раскрашенная гуашью жизнь, такая, какой мы вспоминаем детство. Даже друг малыша Джоджо выглядит милым и безобидным, хоть и немного странным. Но вскоре, согласно драме взросления Джоджо встретиться с реальностью, которая окажется не такой простой, как говорили официальные органы.
Ещё одно сходство с Андерсоном – звездный каст картины. Здесь неожиданный Сэм Рокуэлл и артистичная Скарлетт Йоханссон, но все-таки в ролях второго плана, как и сам Тайка Вайтити (он играет воображаемого фюрера). Главную же роль играет двенадцатилетний Роман Гриффин Дэвис, потому что важно было показать, что пропаганда делает с детскими головами.
Джоджо – гитлерюгент, всем сердцем верящий в утрированно глупую идею превосходства арийской расы. На одной стороне его жизни останется эта святая вера, а на другой любовь к матери (и не только), дружба, и суровая больная правда жизни. Даже воображаемый Гитлер, из пупсика превратится в монстра в конце концов. Для того, чтоб вам было больно, сценарист Вайтити подготовил работающую деталь в сценарии, в виде шнурочков на ботинках, которые Джоджо не умеет завязывать в свои десять лет. Когда она сработает, вас выбьет из колеи, хотя, если вы драматург, вы поймете, как это сработает сильно заранее. Хотя может этот прием придумал и не Тайка, а автор книги «Caging Skies» (англ. «Небо в клетке») Кристина Лёненс, в любом случае вам будет больно. Не просто же так фильм получил Гран-при 44-го Международного кинофестиваля в Торонто. На Оскаре у «Кролика» шесть номинаций, поэтому вам точно стоит его посмотреть.
А ещё это самое анти-военное и анти-ненавистническое кино прошлого года, что бы там прокатчики себе не подумали!