На заседании Совета главе государства докладывали о состоянии русского языка: о его функционировании, о педагогических кадрах, ответственных за обучение молодого поколения, о бюджетных местах в вузах, обучающих будущих педагогов русского языка и литературы.
Единственным оратором, в чьём голосе слышалась неподдельная тревога за страну, а не желание подтасовать цифры, был Борис Петрович Екимов, русский прозаик и публицист.
Всё, что он сказал, горечью отозвалось во мне. Ведь это действительно та правда, которую пытаются скрыть несуществующими цифрами чиновники, ответственные за образование.
Борис Петрович начал с того, что указал на проблему среднего возраста учителей русского языка.
« Я возьму район – не «медвежий угол», а южный район, асфальтовый, до областного центра 1,5–2 часа – и доедешь. 24 школы, 400 учителей, из них 40 – русского языка. Из 400 учителей средний возраст – 53 года. В некоторых больших школах, достаточно больших, десятилетках, – 60–65 [лет] средний возраст».
Действительно (и этим никого не удивишь, разве только министра образования), в школе работают те, кто работал еще в перестроечное время.
Учителей-пенсионеров, по большому счету, вынуждают работать директора, поскольку молодые специалисты либо ,отработав три года грант, уходят, либо не приходят вообще. И такая ситуация не только с преподаванием русского языка и литературы.
Ещё острее ситуация с учителями физики, математики и информатики. Потому что им найти более оплачиваемую работу по душе легче, чем русоведам: точным наукам в нашей стране бОльший почет.
ПО ВСЕЙ СТРАНЕ УЧИТЕЛЕЙ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ.
«Что делают? Внутреннее совместительство, а значит, учитель начальных классов идёт и преподаёт русский язык и литературу…Сейчас появился новый метод, который утвердил такой принцип, что каждый человек может стать учителем. Сейчас у нас агроном или инженер, кто угодно, даже визажисты у нас за три месяца удалённым способом, заплатив 5–7–10 тысяч, становятся преподавателями, учителями».
Переквалификация на учителя сейчас – плёвое дело. Я уже говорила, что только в нашей школе, где я работаю, таких замечательных педагогов несколько.
Биолог стал преподавателем английского языка (учил в школе и вузе когда-то - пригодилось). Психолог – русоведом. Учителя языка, являющегося родным коренным жителям нашего региона, сейчас в спешке проходят обучение на учителей русского языка и литературы.
«Сейчас по району 30 тысяч средняя зарплата учителя. Всё. Но почему же они не бегут к тому, чтобы получать эти 30 тысяч? И за счёт чего получаются эти 30 тысяч? Ведь когда-то было 18 часов – стандарт научный, практический. Потому что каждый учитель, особенно русского языка, – это ещё час на подготовку.
И даже сейчас старые учителя – я позавчера разговаривал с учителем всех учителей, она говорит: «Ну не могу я, Борис Петрович, брать больше 20–22 часов, я же должна готовиться к каждому уроку». … А когда 24–30 [часов], и, знаете, даже 50? Я говорю: «Ну что, с ума сошли, что ли?» – «Мы что, хотим разве? Директор просит, не ставить же прочерк в этом».
Безусловно, есть те педагоги, что понимают невозможность вести от 30 часов и больше без ущерба либо своей семье, либо своим ученикам. Невозможно подготовиться к 30 урокам в неделю за короткое время, даже если ведешь в одних и тех же классах. Все классы разные. Чего стоят кипы тетрадей.
Но есть и «недобросовестные» представители учительской профессии, которые не брезгуют большой нагрузкой и пытаются заработать, скорее в ущерб учеников. И даже их можно понять: на 20 тысяч прожить трудно.
А на работу в робе не придешь, бумагу учителю никто не выдаст бесплатно, командировочные на курсы и то оплачивают копейки. В некоторых школах существует практика вообще не платить зарплату ни проходящим курсы, ни педагогам, их заменяющим.
Борис Петрович отметил и прорехи в оплате классного руководства, что тоже является причиной нехватки кадров:
«За классное руководство сейчас платят у нас что-то от 500 [рублей] до полутора тысяч. Да, мои хорошие, ведь классный руководитель в школе, особенно в сельской, – это мама. Сейчас в шестом-седьмом классе уже по семь уроков, дети больше времени проводят в школе, чем дома. 400 рублей, 1500 – конечно, убегают»
Говорил Борис Петрович долго. Во всеуслышание были озвучены многие проблемы, встающие комком в горле педагогического сообщества:
- "замороченность" аттестации на 1 и высшую категории;
-отсутствие капитальных ремонтов в школах;
-постоянные проверки;
-отток учителей из регионов в столицу;
-уменьшение количества бюджетных мест в педагогических вузах и др.
В ответ на речь уважаемого прозаика президент парировал тем, что в плохом финансировании виноваты муниципалитеты, не умеющие грамотно распределять бюджет.
Получается: все проблемы в нашей стране– это ошибки муниципальных властей? Но в Москве же могут получать в среднем 100-110 тысяч, тогда как по регионам средняя заработная плата – 30? Господи, мы же в одной стране живем! С одним правительством, за которое и голосуем.
За поддержкой своих слов президент обратился к О.Васильевой, которая озвучила, что русоведов у нас достаточно. ( Ну слава Богу!))) А вот не хватает специалистов точных наук и иностранных языков.
И,знаете, она права! Русский и литературу преподавать может каждый, кто говорит и читает на русском, по ходу преподавания вспоминая правила в учебнике. Чему-нибудь, да научит! Авось и прокатит.
А вот показаться дураком такой специалист по математике или физике может уже на уровне задачек 9 класса.
К чему катимся, господа?.. К провалу учительства и нации, вырождение которой даже мат.капитал не поможет.
Буду рада вашим комментариям и вашей подписке на мой канал!:)