Найти в Дзене
Московская Ксения

В стенах Кремля прозвучала голая правда о российских школах

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

На заседании Совета главе государства докладывали о состоянии русского языка: о его функционировании, о педагогических кадрах, ответственных за обучение молодого поколения, о бюджетных местах в вузах, обучающих будущих педагогов русского языка и литературы.

Единственным оратором, в чьём голосе слышалась неподдельная тревога за страну, а не желание подтасовать цифры, был Борис Петрович Екимов, русский прозаик и публицист.

Фото: tekstus.livejournal.com  Борис Екимов: "Такой недооценки труда учителя, особенно сельского, никогда не было".
Фото: tekstus.livejournal.com Борис Екимов: "Такой недооценки труда учителя, особенно сельского, никогда не было".

Всё, что он сказал, горечью отозвалось во мне. Ведь это действительно та правда, которую пытаются скрыть несуществующими цифрами чиновники, ответственные за образование.

Борис Петрович начал с того, что указал на проблему среднего возраста учителей русского языка.

« Я возьму район – не «медвежий угол», а южный район, асфальтовый, до областного центра 1,5–2 часа – и доедешь. 24 школы, 400 учителей, из них 40 – русского языка. Из 400 учителей средний возраст – 53 года. В некоторых больших школах, достаточно больших, десятилетках, – 60–65 [лет] средний возраст».

Действительно (и этим никого не удивишь, разве только министра образования), в школе работают те, кто работал еще в перестроечное время.

Учителей-пенсионеров, по большому счету, вынуждают работать директора, поскольку молодые специалисты либо ,отработав три года грант, уходят, либо не приходят вообще. И такая ситуация не только с преподаванием русского языка и литературы.

Ещё острее ситуация с учителями физики, математики и информатики. Потому что им найти более оплачиваемую работу по душе легче, чем русоведам: точным наукам в нашей стране бОльший почет.

Фото: fotostrana.ru
Фото: fotostrana.ru

ПО ВСЕЙ СТРАНЕ УЧИТЕЛЕЙ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ.

«Что делают? Внутреннее совместительство, а значит, учитель начальных классов идёт и преподаёт русский язык и литературу…Сейчас появился новый метод, который утвердил такой принцип, что каждый человек может стать учителем. Сейчас у нас агроном или инженер, кто угодно, даже визажисты у нас за три месяца удалённым способом, заплатив 5–7–10 тысяч, становятся преподавателями, учителями».

Переквалификация на учителя сейчас – плёвое дело. Я уже говорила, что только в нашей школе, где я работаю, таких замечательных педагогов несколько.

Биолог стал преподавателем английского языка (учил в школе и вузе когда-то - пригодилось). Психолог – русоведом. Учителя языка, являющегося родным коренным жителям нашего региона, сейчас в спешке проходят обучение на учителей русского языка и литературы.

«Сейчас по району 30 тысяч средняя зарплата учителя. Всё. Но почему же они не бегут к тому, чтобы получать эти 30 тысяч? И за счёт чего получаются эти 30 тысяч? Ведь когда-то было 18 часов – стандарт научный, практический. Потому что каждый учитель, особенно русского языка, – это ещё час на подготовку.
И даже сейчас старые учителя – я позавчера разговаривал с учителем всех учителей, она говорит: «Ну не могу я, Борис Петрович, брать больше 20–22 часов, я же должна готовиться к каждому уроку». … А когда 24–30 [часов], и, знаете, даже 50? Я говорю: «Ну что, с ума сошли, что ли?» – «Мы что, хотим разве? Директор просит, не ставить же прочерк в этом».

Безусловно, есть те педагоги, что понимают невозможность вести от 30 часов и больше без ущерба либо своей семье, либо своим ученикам. Невозможно подготовиться к 30 урокам в неделю за короткое время, даже если ведешь в одних и тех же классах. Все классы разные. Чего стоят кипы тетрадей.

Но есть и «недобросовестные» представители учительской профессии, которые не брезгуют большой нагрузкой и пытаются заработать, скорее в ущерб учеников. И даже их можно понять: на 20 тысяч прожить трудно.

А на работу в робе не придешь, бумагу учителю никто не выдаст бесплатно, командировочные на курсы и то оплачивают копейки. В некоторых школах существует практика вообще не платить зарплату ни проходящим курсы, ни педагогам, их заменяющим.

Борис Петрович отметил и прорехи в оплате классного руководства, что тоже является причиной нехватки кадров:

«За классное руководство сейчас платят у нас что-то от 500 [рублей] до полутора тысяч. Да, мои хорошие, ведь классный руководитель в школе, особенно в сельской, – это мама. Сейчас в шестом-седьмом классе уже по семь уроков, дети больше времени проводят в школе, чем дома. 400 рублей, 1500 – конечно, убегают»

Говорил Борис Петрович долго. Во всеуслышание были озвучены многие проблемы, встающие комком в горле педагогического сообщества:

- "замороченность" аттестации на 1 и высшую категории;

-отсутствие капитальных ремонтов в школах;

-постоянные проверки;

-отток учителей из регионов в столицу;

-уменьшение количества бюджетных мест в педагогических вузах и др.

В ответ на речь уважаемого прозаика президент парировал тем, что в плохом финансировании виноваты муниципалитеты, не умеющие грамотно распределять бюджет.

Получается: все проблемы в нашей стране– это ошибки муниципальных властей? Но в Москве же могут получать в среднем 100-110 тысяч, тогда как по регионам средняя заработная плата – 30? Господи, мы же в одной стране живем! С одним правительством, за которое и голосуем.

Фото: smi2.ru
Фото: smi2.ru

За поддержкой своих слов президент обратился к О.Васильевой, которая озвучила, что русоведов у нас достаточно. ( Ну слава Богу!))) А вот не хватает специалистов точных наук и иностранных языков.

И,знаете, она права! Русский и литературу преподавать может каждый, кто говорит и читает на русском, по ходу преподавания вспоминая правила в учебнике. Чему-нибудь, да научит! Авось и прокатит.

А вот показаться дураком такой специалист по математике или физике может уже на уровне задачек 9 класса.

К чему катимся, господа?.. К провалу учительства и нации, вырождение которой даже мат.капитал не поможет.

Буду рада вашим комментариям и вашей подписке на мой канал!:)