Подвиг русской сестры милосердия.... Сколько их было за прошедший век, хрупких, молодых, совсем девочек, отдавших свою жизнь за Родину. Особое место в военной истории России занимает имя Риммы Ивановой.
Римма Иванова -единственная женщина, награжденная за свой подвиг на поле боя орденом Георгия Победоносца
Ее имя занимает особое место в военной истории России.
Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня (по старому стилю) 1894 года в городе Ставрополь в семье казначея духовной консистории. Когда 20 июля 1914 года началась мобилизация, Римме исполнилось 20 лет, и она, вдохновленная примером легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой, собралась на фронт. Родители не пустили, на сами же и подсказали выход - записаться на краткосрочные курсы сестер милосердия.
7 сентября 1914 года Римма направляется к первому месту своей службы - в ставропольский епархиальный госпиталь. Первоначально раненых было немного. В ожидании боевых действий со вступившей в войну Турцией лазареты держали в резерве. Поток раненых хлынул 18 октября 1914 года. Многие выздоровевшие бойцы благодарили "сестрицу" за заботу и слали ей теплые письма. Однако детская мечта стать солдатом манила девушку на фронт. В январе 1915 года Римма Иванова ушла добровольцем на фронт.
Ее жизнь на передовой началась под мужским именем. Иван Михайлович Иванов - так называла себя Римма - был принят санитаром в 83-й пехотный Самурский полк. Вскоре тайна Риммы раскрылась, и она продолжила работать уже под своим именем. Самоотверженная хрупкая девушка бесстрашно спасала раненых прямо на линии огня, она всегда появлялась там, где ждали ее помощи.
Во время кровопролитных боев на Карпатах Римма получила свою первую награду - Георгиевскую медаль 4-й степени, когда она вынесла с поля боя раненого офицера. Второй медалью ее наградили за спасение прапорщика Соколова и восстановление поврежденной линии связи.
Пробыв в полку, Римма приехала в отпуск в родной Ставрополь. Мать и отец Риммы наделялись, что после пережитого на фронте их дочь останется дома, а девушка мысленно и не покидала свой полк. В августе она снова уходит на фронт. Правда, по настоянию родителей, в 105-й Оренбургский пехотный полк, где служил врачом ее брат Владимир.
Отношения новой сестры милосердия с однополчанами сложились самые теплые. Тогда, в конце августа 1915 года, обстановка на Полесском участке Западного фронта в целом была благоприятной для русской армии. Немцы ослабили свой натиск. Но вскоре настали трудные времена, противник перешел в наступление.
9 сентября 1915 года 105-й Оренбургский полк находился в деревне Мокрая Дубрава Пинского уезда Минской губернии. С самого утра неприятельская артиллерия работала по нашей позиции. В полковой лазарет один за другим поступали раненые. Римма не покладая рук, перевязывала солдат. Уйти с линии огня по просьбе брата Владимира отказалась. Не до того ей было - ведь ее 10-я рота собиралась в контратаку.
По приказу командира солдаты поднялись из окопа. Вместе с ними находилась и Римма, что бы при необходимости оказать помощь раненым. Спустя несколько мгновений раздались пулеметные очереди. Первыми скосило офицеров - они вели в атаку своих бойцов. А потом один за другим на землю начали падать солдаты. Уцелевшие, растерянные и испуганные, они стали оглядываться по сторонам. Казалось, еще секунда - и атака будет сорвана, а немцы расстреляют всех почти в упор. В этот момент и появилась хрупкая сестра милосердия.
"Братцы, за мной!" - крикнула она и рванулась к вражескому окопу. Солдаты бросились вслед за ней. Пулеметный огонь продолжался, но воодушевление было настолько велико, что вскоре вражеская позиция была взята.
Однако этой победе не радовался ни кто - самоотверженная и храбрая сестра милосердия погибла в бою. Она получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро.
Ее последними словами были: "Боже, спаси Россию". Девушке исполнился всего 21 год.
Брат Риммы, полковой врач Владимир Иванов, перевез тело сестры в родной Ставрополь. Она была с почестями похоронена 24 сентября 1915 года возле Андреевской церкви.
В прощальном слове протоиерей Симеон Никольский сказал: "Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д'Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира". Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.
Указом императора Николая II героиня была посмертно награждена орденом Св. Георгия 4-й степени. Как известно, орден этот создавался как сугубо мужской, но для Риммы Ивановой сделали исключение.
Таким образом, она стала третьей и последней женщиной в истории, награжденной военным орденом Св. Георгия. Первыми двумя были Екатерина II (возложившая на себя высшую степень ордена при его учреждении в 1769 году) и королева обеих Сицилий Мария-София-Амалия, которая получила орден Св. Георгия 4-й степени в 1861 году из рук Александра II, восхищенного ее борьбой с "крамольными" гарибальдийцами. Но эти коронованные особы сами не участвовали в боевых действиях. Так что их награждение не соответствовало статусу ордена, который позиционировался как орден за конкретные боевые подвиги, а вовсе не за какие-то абстрактные "геополитические" свершения.
Другое дело - подвиг Риммы Ивановой. Она стала единственной женщиной - кавалером мужского военного ордена Российской империи, удостоенная его в полном соответствии с буквой и духом его статуса.
На подвиг Риммы Ивановой отреагировали и в стане противника. В германских газетах был опубликован "решительный протест" председателя Кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля. Ссылаясь на конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, он решительно заявлял, что "сестрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги". Этот нелепый протест даже рассматривали в штаб-квартире Международного комитета Красного Креста в Женеве.
В 1916 году были учреждены стипендии Риммы Ивановой в Ольгинской гимназии, где училась медсестра-героиня. Предполагалось установить памятник Римме в городе Ставрополе, но после революции имя народной героини было забыто.