19 сентября православная церковь отмечала День чуда архангела Михаила в Хонех. Праздник этот имеет самое прямое отношение к двум так любезным сердцу моему персонажам: ханше Тайдуле и митрополиту Алексию. Тема вроде известная даже тем, кто не интересуется историей Золотой Орды. Даже заезженная. Про это как раз и сняли прославившийся фильм "Орда".
Считается, что в этот день митрополит исцелил больную Тайдулу, за что она его щедро пожаловала. Перстень подарила, город Алексин, старый татарский посольский двор в Кремле. Заодно и жалованную грамоту от нового хана Бердибека со всякими льготами.
Учёные мужи тоже не оставили это событие без внимания. Тщательно проанализировав и сопоставив источники, они выдвинули свои версии происходившего, из которых ненаучное чудо начисто исчезло и всё свелось к унылым политическим интригам.
Будучи человеком прагматичным я и сам склоняюсь к тому же самому. Вот только праздник этот неизменно смущает мою душу.
Давайте ненадолго перенесёмся в далёкий 1357 год.
18 августа митрополит Алексий отправляется в Орду. Церковная легенда гласит, что его вызвали к больной ханше Тайдуле. Учёные считают, что на самом деле это была лишь маскировка государственной тайны. На самом деле болел сам хан Джанибек.
Сомнение в этой версии вызывает прежде всего то, что хан умер 22 июля. Многие источники утверждают, что он погиб в результате заговора.
Старик Оккам, который своей знаменитой бритвой безжалостно отрезал всё лишнее, наверняка призвал бы не выдумывать.
Три недели, прошедшие со дня смерти Джанибека вполне достаточный срок, чтобы гонец доскакал от Сарая до Москвы с этой горячей вестью. Тем более при знаменитой монгольской почтовой службе. Ведь тот же митрополит потратил на этот путь всего на пару дней больше. А уж он точно не скакал во весь опор, меняя лошадей.
Не проще ли предположить, что он просто выехал к новому хану за ярлыком. А то, что он перед отъездом так истово молился, что свечи сами собой загорались, вполне объяснимо. Гонец наверняка рассказал о кровавых событиях, сопровождавших смерть хана. Его преемник Бердибек уничтожил всех своих братьев.
Дальнейшее тоже вроде как не представляет из себя ничего загадочного. Алексий получил у нового хана ярлык, с подтверждением льгот для православной церкви и отбыл обратно.
Вполне можно списать историю с чудесным исцелением или политическими интригами, на домыслы позднейших церковных историков.
Вот только праздник этот никак не укладывается в благостную рациональную схему.
Митрополит его реально почитал. Даже очень. Не зря именно в его честь он назвал созданный монастырь, знаменитый Чудов, и даже велел себя похоронить там.
Хотя сам это монастырь был создан гораздо позже, в 1365 году, и место под него явно было занято без участия легендарной ханши, которой к тому времени уже не было на свете. В Орде бушевала кровавая "замятня", сам Алексий уже нашёл себе нового друга и покровителя темника Мамая и вполне мог распоряжаться ордынским имуществом в Москве по своему усмотрению, не дожидаясь никакой Куликовской битвы.
Но ведь назвал он монастырь явно в честь некоего события, приключившегося с ним именно в этот день.
Не зря позднейшие церковные историки именно к этому дню приурочили знаменитое чудо. Дыма без огня не бывает.
И знаменитый перстень Тайдулы с её печатью существует в реальности и находится в одном из московских музеев.
Как хотите, мне кажется за всем этим скрывается какая-то тайна. Помимо всего прочего Тайдула выдала митрополиту ярлык на проезд в Константинополь.
Куда пастырь вскоре и отправился. Причём съездил весьма неудачно. На обратном пути его захватил литовский князь Ольгерд и уцелеть Алексию удалось лишь чудом. Не этим ли чудом оказался ярлык Тайдулы?
Или Алексий оказался втянутым в какие-то внутриордынские конфликты в Сарае? Страсти там тогда кипели ого-го! Решался вопрос о власти. Бердибек избавлялся от потенциальных соперником старым добрым способом: "Нет человека - нет проблемы". Может Тайдула, которая всегда очень тесно взаимодействовала с христианами, пыталась решить эту проблему более дальновидным способом? Через крещение и смену религии.
Раз - и законной остаётся только одна жена и, соответственно, её дети.
На научную гипотезу эти размышлизмы, конечно, не тянут. Зато какое раздолье для беллетриста!
И ещё.
Мне одному кажется, что дракон на перстне Тайдулы, очень уж сильно смахивает на легендарного Зиланта с герба Казани?
Впрочем, это уже совсем другая история