Так как я дизайнер интерьера, то говорить буду прежде всего об интерьере, хотя это же касается и любой отрасли дизайна.
Наверняка вы читали, видели посты о том, что некая компания, выпускающая цветовые справочники для разных отраслей дизайна, объявляет текущий год годом такого-то цвета, а на следующий год опять нам предлагает считать его годом такого-то цвета. Это не более чем реклама, с такой же силой предсказаний, как предсказания астрологов.
Но есть настоящий феномен, который может удивлять тех, кто не разобрался пока, как это работает. Вы заметили, наверное, что всякий раз предложенная дизайнерами мода, ложится вам на сердце, притягивает, нравится? И вы наверняка думали о том, что это довольно странно – как модельеры и дизайнеры могут угадать, что вам понравится, что понравится всем людям?
Вспомните: увидите узкие джинсы – и они вам нравятся, вы не понимаете, как мир раньше жил без них. Увидите на рекламе расклешенные джинсы, джинсы с завышенной талией, джинсы mom – и тот же эффект – они нравятся и вам, и другим людям, и все срочно переодеваются в них. И не бывает такого, чтобы рынок не принял предложения модной индустрии. Вот настолько точный расчет у дизайнеров и производителей.
Они не могут ошибаться, их ошибки могут стоить миллиарды, если товар не будет распродан. Я не говорю сейчас о чересчур креативных полетах мысли, когда модельер предлагает мужчинам походить на женщин и носить платья и туфли на каблуках, а дизайнер интерьера ставит унитаз посреди гостиной. Я говорю о моде, которую создают именно для того, чтобы продавать большому количеству людей.
Так как же они это делают? Как научиться так делать? Я изложу своё видение.
Если хорошо постараться припомнить, каким был дизайн интерьера год назад, то обнаружим, что в моде была какая-то тенденция, или несколько. Деревянные рейки. Мрамор. Золотые аксессуары. Геометрические рисунки. Стиль ар-деко, американская классика и современный стиль с отголосками лофтовой стилистики (сам лофт был в моде чуть ранее, и, по моим наблюдениям, уже почти вышел из моды).
Если говорить о цвете, то это черный (дизайнеры, прямо можно сказать, открыли его для себя), конечно же белый, бежевый, серый и цвет натурального дерева спокойных приглушенных оттенков. Из ярких цветов – темно-синий и темно-зеленый.
Никакого буйства цвета, как видите, спокойная классическая палитра, какую мы можем наблюдать на полотнах старых художников.
И вдруг фирма Пантон объявляет 2019 год годом цвета коралла.
Почему не желтый, например?
Если постараться еще подробнее вспомнить дизайн годовой давности, то обнаружим, что было некоторое количество розового цвета. Он всегда присутствовал в интерьере детских комнат для девочек, в их одежде, и изрядно надоел. Умные люди, я думаю, все устали от него и поняли, что это не изысканно. Создался некоторый вакуум, запрос на новую тенденцию, поскольку серо-бежевая гамма иногда требует акцентов цвета. Наверняка вы помните огромное количество фотографий детских комнат в серых тонах с розовыми акцентами.
Когда каждый дизайнер повторил это цветовое сочетание в своем творчестве, он понял, что пора выдумать что-то новое и более продвинутое. Что? Более сложные цвета, менее привычное сочетание. Но невозможно совершить переход от розового к желтому или фиолетовому, потому что это не связано никак. Поэтому рождается более сложный оттенок розового – коралловый, а еще цвет какао, или коричневато-розовый.
Коралловый цвет, несмотря на заявление Пантон, так и не получил широкого распространения. Как не получит и синий, который объявили цветом 2020 года. Потому что он не связан с коралловым.
Вот представьте: люди покрасили стены в коралловый цвет, а им предлагают купить синие шторы. Не выйдет. Это шутка. Но доля правды в ней есть. Трансформация взглядов людей происходит постепенно. Даже у дизайнеров этот процесс занимает годы, а у не дизайнеров иногда и всю жизнь. Вот скажите, кто из вас покрасит стены в бежевый цвет, а кто в черный или коралловый? Мало кто на это способен, хотя краска уже давно не дефицит, и перекрашивать стены можно хоть каждую неделю. Потому что сильно в нас убеждение и привычка к безопасным цветам и сочетаниям.
Я хочу сказать, что мысль художника движется не хаотично, а последовательно, в будущее она идет из прошлого опыта. Это работает по закону композиции. Если здесь у нас длинное, то здесь должно быть короткое. Если здесь у нас тяжелое, то здесь должно быть легкое. Равновесие всех частей. Вы скажете, что это не равновесие как раз. Но это не так. Равновесие - не значит одинаковость двух частей, равновесие означает устойчивое сочетание двух частей, приятное и понятное нашей психологии. База колонны должна быть мощнее капители. Пол должен быть темнее потолка. Линия горизонта на картине должна проходить выше или ниже середины холста, но не посередине. И так далее. Эти законы композиции основаны на психологии человека, нарушать их – губительно для произведения, оно не будет восприниматься, как гармоничное.
Развитие модных тенденций во времени можно так же представить в виде композиции. Только сюда еще нужно добавить третье измерение – само время. Время смягчает контраст, создаваемый разными частями композиции, потому что еще есть психология людей. Если в прошлом году в моде был бежевый, серый и розовый, то в следующем – серо-бежевый, синевато-серый и коричневато-розовый – более сложные оттенки тех же самых оттенков. Понимаете? Проверить это очень легко. Зайдите в Инстаграм любой дизайн-студии и листайте ленту до самого начала. Перед вами пройдет все творчество этой студии за год, два, три, и вы увидите, как менялся стиль и цветовая палитра.
Я уверяю вас, если посвятить этому достаточно времени, то, обладая художественным образованием и опытом, можно будет предсказать, куда двинется дизайнерская мысль в глобальном масштабе. Что будет делать конкретная дизайн-студия, я сказать не берусь, так как это абсолютно не предсказуемо. Дизайнеры переходят с одной работы на другую, принося с собой в студию свой стиль, обогащая стиль студии, и даже полностью меняя ее направление. В студии может смениться руководство и, поэтому, смениться полностью курс. Но что будет происходить во всем мире – предсказать можно. Хотя нам с вами не стоит этого делать, если мы являемся просто потребителями. Нужно просто наслаждаться тем, что предлагает индустрия.
А вот тем, кто производит что-то на продажу, стоит хорошо уметь просчитывать тенденции. Дизайн интерьера в вашей квартире вы не будете менять каждый год, верно? Меня все чаще и чаще клиенты спрашивают, какой стиль не устареет, прежде чем они успеют заработать деньги на новый капитальный ремонт? И я обязана дать четкий ответ. И он у меня есть. Я должна делать интерьер, который будет в тренде какое-то продолжительное время, а не один год, как дырки на джинсах. И в канун Нового 2020 года я делаю предсказание, обобщая все, сделанное дизайнерами за предыдущие годы:
1. Тенденция движения в сторону натуральности цветов, фактур и материалов сохранится.
2. Тенденция движения в сторону логичности интерьера, его человечности, понятности, будет возрастать.
3. Сиюминутные тенденции будут все сдержаннее и сдержаннее. Люди будут стремиться хорошо вложить деньги в качественные материалы и дизайнерские решения, а не поразить взоры посторонних людей, которые им безразличны, какими-то необычными вещами.
4. Потребность в качестве станет определяющей во всех областях дизайна.
5. Количество декора будет сводиться к минимуму, разумный уютный минимализм будет основным стилевым направлением в массовом спросе.
6. Что касается сегмента люкс в России, это совершенно отдельная тема, но тут, я думаю, все эти тенденции тоже будут работать, хотя и меньше, потому что люкс в России – это отдельная область дизайна, в которой действуют свои законы, которые мне так же абсолютно понятны, потому что основаны на психологии людей, политической и экономической ситуации. Пир во время чумы будет продолжаться.
Не хочется заканчивать чумой. Мы, разумные люди, равнодушные к роскоши, гораздо богаче богатых деньгами. У нас есть вкус ко всем проявлениям жизни. Давайте его культивировать!