Найти в Дзене
Юлия Музычная

Гармония в блюзе

Оглавление

Блюзовая гармония.

Рассмотрим более подробно характерные черты блюзовой гармонии. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особен­ность — переход в пятом такте в субдоминанту — остается неизменной.

Блюзовые ноты, как уже говорилось ранее, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные на блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:

ноты блюза
ноты блюза

БЭГС-ГРУВ

Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:

бэгс-грув
бэгс-грув

Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, ко­торых не было в традиционном блюзе. В приведенной ниже упрощенной гармонической

схеме такого блюза (стиль «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляет­ся второй характерный для блюза гармонический оборот*:

схема блюза
схема блюза

Приводим еще несколько схем блюза этого периода:

несколько схем блюза
несколько схем блюза

Очень распространен и другой, более ранний вариант блюза. Здесь наиболее характер­ным является плагальный оборот в тактах IX и X. Подобный вариант блюза существу­ет в стилях «буги-вуги», «ритм энд блюз», рок:

схема рок
схема рок

Существуют и минорные блюзы. Но гармонически они обычно более бедны, чем ма­жорные. Блюзовые ноты совпадают здесь с минорной гармонией и поэтому не звучат так характерно, как в мажорном блюзе (за исключением V пониженной ступени).

Одна из схем минорного блюза:

минорный бдюз
минорный бдюз

Каденция в блюзе представляет собой два последних такта двенадцатитакта с гар­монией: I, ЬШо, | IIт V7(один из вариантов)

В коде последние два такта обычно играют­ся так:

кадеция
кадеция

В импровизации активнее используется оборот: I-VII-IIm.

При этом ритмически это выглядит так:

ритмический рисунок
ритмический рисунок

Чтобы перейти к подробному рассмотрению всех изменений, которые вводятся в гар­моническую структуру блюза, а также других джазовых форм, необходимо иметь понятие об альтерации аккордов, заменах, побочных доминантах, параллелизме и других усложне­ниях гармонии, о чем пойдет речь в следующих главах.

Повторение:

1. Блюз состоит из 12 тактов: форма: AАВ

444

2. «Blue notes» — пониженные III, V, VII ступени мажорной гаммы.

_ 3. Наиболее характерные гармонические переходы — четвертый-пятый, восьмой,девятый, а также девятый-десятый (в раннем блюзе) такты.

Упражнения:

Играть мажорный блюз по вышеприведенным схемам в тональностях до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, соль, ре мажор, а минорный блюз в тональностях ля, ре, соль, до, ми ми­нор, с битом на каждую долю. В левой руке имитировать контрабас:

упр. по нотам
упр. по нотам

Материал из учебника : ''Гармония в джазе'' ЮЧугунов

загораю в Интернет
загораю в Интернет

Зачем ехать к морю - это большая растрата...

Картинка-смех
Картинка-смех