Прошло уже порядочно времени с тех пор, как магистр Джордж Лукас продал свое детище «Мышиной Империи». С тех пор под эгидой звездновойновского ренессанса было выпущено много материалов – спин-оффы, сиквелы, комиксы, сериалы. Все они обладают разным уровнем исполнения, разным уровнем творческого потенциала. Они отличаются и по качеству нарратива, и по степени культурной значимости. Но в нашей статье мы затронем лишь трилогию сиквелов и постараемся ответить на вопросы:
Почему так плохо?! Как это можно исправить?
Чтобы быть максимально объективными, воспользуемся критериями качества, разработанными такими специалистами кинопроизводства и сценарного мастерства, как Сид Филд, Александр Молчанов, Константин Станиславский, Роберт Макки, а также трудами отечественных психологов, таких как Леонтьев А.В., Рубинштейн С.Л. и др.
Как известно, театр начинается с вешалки, а хороший сценарий – с грамотно прописанных персонажей. Именно персонажи составляют ядро сюжета, создают основу для коллизий. Хороший персонаж может оживить абсолютно любой сюжет. Такой персонаж способен создавать истории, попадая в различные контексты и миры (в качестве ментальной тренировки представьте Благородного Вейдера, попавшего в эпоху раннего средневековья. Уже вырисовывается сюжетик?).
Итак, начнем с персонажей новой трилогии.
Внимание: если вы не смотрели "Пробуждение Силы" и не хотите "отравить" свое знакомство с этим фильмом, то кидайте статью в закладки и бегом смотреть фильм!
А мы продолжаем.
Т.к. «Звездные Войны» традиционно снимаются в жанре космооперы, не представляется возможным выделить какого-то конкретного главного персонажа в силу «принципа фокальности». Данный принцип подразумевает, что в каждой отдельной сцене мы следим за событиями глазами определенного героя, но, вместе с тем, наблюдаем за происходящим как бы со стороны, от третьего лица.
Пример: вспомните сцену из фильма «Пробуждение Силы», где Рей, прикоснувшись к мечу Энакина Скайвокера, видит отголоски Силы. В этой сцене Рей является фокальным персонажем, а мы «путешествуем» вместе с ней. Согласитесь, что, наблюдай мы действительно с позиции «классического» третьего лица, то увидели бы просто стоящую в оцепенении героиню.
Таким образом, нам придется строить анализ от основных фокальных персонажей. И начнем, пожалуй, с Рей.
Рей «Скайвокер»
Главная проблема этого персонажа заключается даже не в «мерисьюшности» и неимении адекватного бэкграунда, а в отсутствии какой-либо внятной мотивации. Нам было бы интересно наблюдать даже за сверхмощным персонажем, гениальным и талантливым, имей он веские причины участвовать в конфликте (Прим.: Ванпанчмен, Алукард из «Хеллсинг»).
Что же мы имеем по факту? Сирота, мусорщица, пилот, механик, лингвист шастает по пустынной планете и выживает, собирая мусор, оставшийся после финальных сражений Республики и Империи. Героиня находит необычного дроида, за которым тут же прилетает чернокожий герой и отряд хорошо вооруженных злобных людей. Мгновение – и героиня уже присоединяется к борьбе против Первого Ордена и поискам легендарного Люка Скайвокера. Зачем – непонятно никому. Пожалуй, даже самой героине.
В действительности же человек, привыкший всю жизнь копаться в мусоре, не стал бы рисковать жизнью ради оранжевого шарика и сомнительного вспотевшего мужчины. «Реальная» Рей либо продала бы дроида, либо отдала Первому Ордену, который лично Рей ничего плохого никогда не делал (она вообще знала ранее о его существовании?!).
Как можно исправить ситуацию?
Персонажей Рей и Финна необходимо поместить в единый сюжетный тигль. Решение элементарное: Финн должен был каким-то образом заикнуться, что знает родителей Рей (откуда – разберемся позже). Тогда героиня обрела бы четкую мотивацию последовать за Финном, ведь отказ означал бы, что Рей до конца дней осталась бы наедине с сожалениями, так она упустила бы единственный шанс узнать о прошлом.
Второстепенная проблема заключается в способностях Рей. А точнее не столько в способностях, сколько в отсутствии компенсаторных недостатков. Девочка, что говорится, получилась имбалансная. Это мягко говоря.
Как можно исправить ситуацию?
Наделить Рей любым физическим или психическим недостатком. Слепота (Например, раса миралука – изобретение Криса Авеллона для видеоигры «Рыцари Старой Республики». Сценарий недавней «Star Wars Jedi: Fallen Order», к слову, так же написан Авеллоном). Роботизированная нога с несовершенным протезом. Не вовремя случающиеся припадки видений Силы (например, прямо во время важного боя, дуэли), которые объяснялись бы высоким содержанием пресловутых мидихлориан в крови.
Третьестепенная проблема заключается в специфической внешности актрисы. Конечно, кто-то может назвать Дейзи Ридли красоткой, но в сравнении с актерами Лукасовского каста она, откровенно говоря, проигрывает. Это, разумеется, не умаляет ее актерского таланта, но легендарная франшиза требует бережного отношения к подбору актеров.
Как можно исправить ситуацию?
Более грамотный каст. Компьютерная графика. Лицевая пластика.
Таким образом, мы имеем невероятно мощного, хорошо сыгранного персонажа с интересной тайной, но, вместе с тем, максимально клишированного, нелогичного, непоследовательного, без явных целей и мотивов. Напоминаем, что мотивом выступает некая опредмеченная потребность (по Леонтьеву А.В.). Потребности героини ограничиваются банальным выживанием, что абсолютно не вяжется с дальнейшим развитием персонажа. Мотив в стиле «ей стало интересно» мы не рассматриваем в силу его абсурдности.
Непоследовательность Рей в конечном итоге разрушает весь сюжет, вызывает антипатию, сравнения с «Мэри Сью» и желание кинуть помидор в сценариста.
Итак, сегодня мы начали разбирать по косточкам трилогию сиквелов. С первым персонажем пока что закончим. В следующих статьях поглумимся над иными героями трилогии, а затем приступим к анализу самого скрипта.
И да пребудет с Вами Сила. Всегда.
Список литературы:
1. Александр Молчанов. Букварь сценариста. – М.: Эксмо, 2016, ISBN 978-5-699-75107-5.
2. К. С. Станиславский. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с. ISBN 5-89357-153-3
4. Роберт Макки. Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов. = McKee Robert. Dialogue: The Art of Verbal Action for Page, Stage, and Screen. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 318 p. — ISBN 978-5-91671-844-7.
5. Сид Филд. Полное руководство по сценаристике / The Definitive Guide to Screenwriting