Как таковая мультипликация в России возникла еще во времена Российской Империи в 1906 году. Первый российский мультипликатор, Александр Ширяев, впервые во всем мире создал кукольный мультфильм - это были короткие истории, в которых персонажи танцевали балет - к слову, их создатель балетмейстер.
Свои милые и талантливые работы он показывал только родным, друзьям и ученикам.
На самом деле, стало известно, что именно Ширяев первый мультипликатор только в 1995 году, когда стали разбирать архивы Александра. Ранее считалось, что первый кукольный мультипликатор - это Владислав Старевич, чья карьера в данном деле началась в 1910 году.
Его небольшие мультфильмы выходили в широкий прокат; и советские, и зарубежные зрители того времени были в восторге от них . Работа под названием "Прекрасная Люканида, или борьба рогачей и усачей" была в прокате около 10 лет - эта картина прекрасна, сделана на высшем уровне. Сейчас её можно найти в интернете отреставрированной в 2012 году с закадровым голосом Александра Негреба - и, да, так работа выглядит понятней в наши времена.
Увы, но Владиславу во времена революции пришлось сбежать в Италию, а затем во Францию, где он продолжил заниматься творчеством. В эмиграции в 1937 году вышел первый полнометражный фильм с кукольной анимацией "Рейнеке Лис" по роману Иогана Гёте - над этим прорывом работали аж 10 лет. На самом деле, в самом начале история покажется очень знакомой, однако далее она поменяется полностью.
Сам Уолт Дисней отзывался о Владиславе так: "Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий." И это так.
После Старевича теперь уже в СССР заниматься мультипликацией было некому - однако, попытки возродить её были, и вот несколько из них.
В 1924 году Юрий Меркулов, Николай Ходатаев и Зенон Комиссаренко организовали Экспериментальное бюро мультипликации и сняли мультфильмы в техники плоской марионетки (перекладки).
Троица сняла два мультфильма - "Межпланетная революция" (1924 год) и "Китай в огне" (1925 год).
В основу "Межпланетной революции" вошёл сценарий "Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом" Василия Журавлёва. Мультфильм мне показался довольно мрачным и пугающим в некоторых моментах. При этом на заднем фоне играла весёлая мелодия. Конечно, мультфильм имеет пропагандистский подтекст - то, как показано это там, сейчас немного смешит. В общем и целом, довольно интересно смотреть и думать о том, как всё снималось.
"Китай в огне" на тот момент считался первым полнометражным мультфильмом, выполненном в данном стиле - 50 минут. Однако при нынешней скорости проекции мультфильм сократился до 32 минут. В проекте принимали участие будущие глыбы советской мультипликации - Иван Иванов-Вано, который был знаком со Старевичем ("Снегурочка", "Двенадцать месяцев"), сёстры Брумберг, Зинаида и Валентина ("Кот в сапогах", "Кентервильское привидение"), Ольга Ходатаева ("Таёжная сказка", "Соломенный бычок"), Владимир Сутеев ("Муха-Цокотуха", "Дед Мороз и серый волк").
Данное полотно повествует о том, как Америка пыталась завладеть Китаем и всеми его ресурсами, повлияв также и на внутреннее строение страны, а СССР помог избавиться от США. В картине всё также полно пропаганды, мрачности и жутковатости; на заднем фоне мелодия пытается задать нужную атмосферу при просмотре, что ей удаётся.
Большинство мультфильмов того времени очень похожи по своей структуре - пропаганда против буржуев, церкви и Запада, поэтому начав смотреть мультфильм, к примеру, "Советские игрушки" легко можно догадаться, чем всё закончиться (и да, мультфильм не про Новый год).
Первые советские мультфильмы для детей появились в конце тридцатых годов на студии "Межрабпом-Русь" - "Сенька-Африканец" (1927) и "Каток" (1927).
"Сенька-Африканец" начинается, как фильм - дети и взрослые гуляют по зоопарку, рассматривают животных. Дома Сенька смотрит про книгу африканских зверей, но засыпает- "проснувшись", рисованный он встречает рисованного крокодила, который просит его отвезти домой. Далее идёт совмещение киносъёмки и мультипликации, уже после мультипликация и под конец немного съёмки. Это довольно приятный мультфильм; анимация как раз подходит детям. Правда, Сенька носит с собой нюхательный табак по сюжету и сейчас бы это посчитали пропагандой "курения" среди детей, да и "насилие" над животными там есть, так что в наши дни мультфильм бы и не вышел.
С этого мультфильма и "Катка" началось вытеснение пропаганды в анимационных лентах. В те времена выпускалось много картин, что были важны в развитии мультипликации; среди них есть фильм "Первая Конная" (1929 год) - в нём получилось совместить объёмные декорации, глиняную анимацию и вертикальных марионеток - увы, но мне не удалось найти это полотно. В этом же году вышла "Почта", что стал первым звуковым мультфильмом. Этот мультфильм шёл в широком прокате за рубежом и был отмечен уважаемыми людьми того времени. "Почта" снята по стихотворению Самуила Маршака, отчего "сценарий" получился хорошим.
Также альбомным методом (на бумаге без целлулоида) удалось достигнуть пластичности движений в "Органчике" (1933) и "Царе Дурандае" (1934).
Как мне кажется, Органчик слегка "дёрганный" и даже где-то медленный мультфильм; он жутковат - смех и голос героев какой-то неестественный и детский, хотя персонажи взрослые мужчины. К слову, картина снята по произведению Салтыкова-Щедрина "История одного города".
В 1928 году в СССР вышел первый мультсериал "Приключения Братишкина", где Александром Птушко и Меркуловым были объединены натуральные съёмки и кукольный человечек.
Однако, уже 1935 Птушко снял первый полнометражный кукольный мультфильм (за два года до "Рейнеке Лиса") - "Новый Гулливер". В одном кадре были совмещены актёры и мультипликация; у кукол была мимика и вполне естественные движения. Картина была успешно принята зрителями. На мой взгляд иногда лилипуты двигались медленно, а их голоса не очень подходят своим персонажам, хотя, вполне вероятно это было сделано специально. Владимир Константинов , что исполнил роль Гулливера, на удивление отлично смотрелся среди человечков и не было ощущения того, что ему приходилось останавливаться, чтобы засняли новый ракурс лилипутов. Но это произведение всего лишь по мотивам "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта, поэтому в фильме есть некоторые дополнения - например, у Свифта было произведение-сатира; здесь же я смогла увидеть скорее пропаганду.
Успех этого полотна, которое показывали и за рубежом, позволил Александру открыть собственное подразделение объёмной мультипликации на "Мосфильме", а уже позже он стал первым директором студии "Союздетмультфильм", которая позже переименовалась в "Союзмультфильм".