Всё то время, что мы жили в поселении, в посёлке городского типа и на хуторе – мы искали уже целенаправленно дом в деревне. Мы уже посмотрели близко, что такое земля сельхозназначения, что такое ИЖС. Знали, в чём различие жизни в СНТ и в деревне. Разобрались немного в юридических отличиях этих понятий.
Дом хотели найти быстро, но не получилось. Всего мы посмотрели около 50 домов. Точную цифру никто из нас не знает, где-то после 35 уже сбились со счёта. Какие же у нас были критерии отбора домов:
- Расстояние. Мы решили не ездить смотреть дома дальше 40 км от Пскова. Таким образом, мы себя подстраховывали на случай, если бизнес не пойдёт. Ездить каждый день далее 40 км от города – это тяжело.
Это правило применимо, только если деревня находится близко к трассе. Такие мы и искали. Бывает, что деревня вроде как близко к городу, но, после поворота с шоссе, ещё прилично ехать по грунтовке. Это увеличивает время поездки и, в межсезонье, не каждая машина там проедет. - Наличие дороги. Мы видели хорошие дома, но доехать туда можно было только на тракторе.
- Размер участка. Участок должен был быть не менее 10 соток. Несомненным плюсом являлось для нас наличие рядом свободной земли для аренды.
- Местоположение дома в деревне. Дом должен быть либо крайний, либо в отдалении от других домов. Так, чтобы минимально видеть соседские участки.
- Дом не должен быть развалюхой. Снимать квартиру, и параллельно вкладываться в дом у нас уже не было возможности. Искали дом с минимальными повреждениями, которые можно самостоятельно в кратчайшие сроки устранить.
Часто на фото не видно всех косяков дома. Особенно это касается фундамента и крыши. - Отопление. В доме должна быть рабочая кирпичная печь или котел. Актуальнее этот пункт становился всё больше, по мере приближения осени. Нам было не потянуть одновременный ремонт дома, обустройство и строительство печи. Плюсом была бы печь посередине дома, чтобы весь дом отапливался одинаково.
- Наличие воды. Хотелось бы, чтобы на участке или хотя бы в самой деревне был источник воды – колонка, скважина или колодец.
- Общий вид деревни. Некоторые места выглядели прямо очень печально и даже жутковато. Хотелось скорее уехать. Ещё пугало обилие борщевика.
- Соседи. Мы рассматривали только жилые деревни. В соседях хотелось иметь приличных людей, желательно семью с детками.
В нескольких деревнях рядом жили алкаши со стажем, а где-то соседи разводили прямо на участке целую ферму пчёл. - Бюджет. По деньгам мы должны были уложиться в нашу очень скромную сумму. Ту, что осталась от эпопеи с поселением.
Глядя на объявление в интернете можно было узнать только расстояние от города, по спутнику посмотреть примерно дорогу, местоположение участка и, насколько деревня большая и жилая. Остальное надо было осматривать на месте.
Вскоре, мы в совершенстве овладели техникой поиска участка с домом на карте Wikimapia, посмотрев лишь на фото в интернете. Мы стали просто «гуру», могли найти любой дом по минимальной информации в объявлении. Опять же пытались сэкономить поездки.
Мы испробовали все виды поиска:
- всероссийские базы объявлений, типа авито, из рук в руки;
- местные базы недвижимости, в Псковской области это on60.ru;
- опрос всех знакомых;
- пару раз приходилось пользоваться услугами агентов;
- объезд деревень и опрос местных жителей.
Последний пункт был самым стрёмным. И когда мы сами стали жить в деревне мы поняли, что вообще были очень подозрительными для местных. А тогда мы удивлялись – и чего это с нами никто общаться не хочет.
Бывало, что мы приезжали смотреть дом, а он уже продан. В каких только дебрях мы не побывали. Иногда нас соседи отправляли смотреть какой-то продающийся хороший дом, а он оказывался в глуши. Особенно этим славится Печорский район, там хутора расположены прямо посреди леса. На наш вопрос «Как вы тут вообще живёте?», бабушки отвечают, что внуки им привозят продукты и иногда ходят пешком до автолавки. И это буквально в 40 км от Пскова.
Наш дом мы нашли на авито. Сначала он нам не очень понравился. По спутниковой карте мы определили, что он первый в деревне. И на вид показался сильно запущенным. Но решили всё же съездить посмотреть.
Сначала приехали просто, без хозяев и агентов. Это вообще была наша тактика. Можно спокойно осмотреться, пообщаться с соседями. На месте вполне можно застать хозяина дома, и договориться о продаже без агента. Или взять его телефон у деревенских.
Дом имел весьма заброшенный вид, но оказался крепеньким. Окна были закрыты ставнями, поэтому все стёкла были целы. Он был построен в середине 80-х, а не в 50-х, как большинство просмотренных домов. Никакого гнилья, кроме пристройки. Она была явно под снос. Плюсом была возможность сделать второй этаж, так как в доме была мансардная крыша.
Участок был большой, крайний, по бокам соседей впритык не было. Сзади располагалось поле земель с/х назначения.
Напротив стоял новый недостроенный бревенчатый дом и, оттуда к нам выбежала девочка с таким же именем, как у нашего сына. Мы посчитали это знаком. Оказалось, там живёт довольно молодая многодетная семья.
Так что мы позвонили хозяевам и в следующий раз приехали с ними. Так вышло, что хозяйка уже давно жила в Германии, поэтому пришлось всё же оформляться через агента.
Процесс занял целых полгода из-за устаревших документов. Мы не могли даже начать разгребать хлам в доме. Первые работы мы начали делать только весной. А в середине августа уже переехали прямо в недостроенный и недоделанный дом.
Читайте, с чего всё начиналось:
Как мы пришли к экологичной жизни
Дом в деревне или гектар в поле
Дом у озера, или как мы жили на хуторе