Найти тему
Забытые крепости

Гибель французского флота в Тулоне в ноябре 1942 г.

После капитуляции Франция подписала с Германией 22 июня 1940 г. соглашение о перемирии. Статья 8 данного соглашения определяла судьбу французского флота, который должен был вернуться в свои базы приписки, за исключением небольшого числа судов, необходимых для охраны французских колоний.

На момент капитуляции французский флот практически не пострадал и все еще входил в пятерку крупнейших в мире. Но в течение следующих двух лет от него практически ничего не останется.

Сначала англичане провели операцию "Катапульта", в ходе которой бескровно интернировали французское соединение в египетской Александрии и устроили побоище во французской базе Мерс-эль-Кебир в Алжире, которое привело к гибели 1296 французских моряков. Но окончательно французский флот погибнет в ноябре 1942 г. в Тулоне.

Схема расположения судов в гавани Тулона
Схема расположения судов в гавани Тулона

Немецкие солдаты, как и в большинстве боев первых нескольких лет войны, имели при себе фотоаппараты, и теперь мы можем видеть то, что видели они в день штурма Тулона. На сайте ebay.com недавно выложен один из таких альбомов, его-то мы с вами и посмотрим. Но обо всем по порядку.

8 ноября 1942 г. союзники высадились во французской северной Африке, после чего Гитлер принял решение оккупировать оставшуюся под контролем правительства Виши континентальную Францию. Операция получила кодовое название"Антон", а ее финальной частью должна была стать операция "Лила". Операция "Лила" предполагала захват французского флота в гавани Тулона, что сразу изменило бы расклад сил на Средиземном море в пользу Германии и Италии.

В рамках операции "Лила" 27 ноября в 1 ч. ночи подразделения 7-й танковой дивизии вермахта выдвигаются в направлении Тулона, и к 4 часам ночи достигают окраин города. В 4 ч. 25 мин. начинается штурм форта Ламальг, с расположенным в нем штабом французского флота. К 4 ч. 57 м. штурм завершен, но офицеры штаба успевают сообщить о штурме в арсенал (находится в порту) адмиралу Дорнону, а тот в свою очередь передал информацию адмиралу Ж. де Лейборду на линкор "Страсбург". В 5 ч. 25 м. немцы занимают арсенал и через пять минут выходят на набережные. Спустя еще пять минут адмирал Ж. де Лейборду отдает приказ затопить флот. В течение следующего часа французский флот прекратит свое существование.

Корабли класса эсминец и меньше после затопления ушли под воду почти полностью.

Более тяжелые крейсера и часть миноносцев, стоявших у мелководных пирсов, после затопления сели на грунт.

Но большая часть крейсеров и эсминцев были не только затоплены, но и подорваны. Из-за этого они получили сильнейшие повреждения, хотя формально и остались на поверхности.

Последовавшие за взрывами пожары довершили уничтожение кораблей, после этого они уже не подлежат восстановлению.

Немецким солдатам оставалось только смотреть на тонущие и горящие корабли в гавани Тулона. Операция "Лила" завершилась полным провалом.

Немецкие танкисты смотрят на французский линкор "Страсбург".
Немецкие танкисты смотрят на французский линкор "Страсбург".

В общей сложности французам удалось затопить 118 судов общим водоизмещением 235 000 тонн. Среди затопленных оказались: 3 линейных корабля, 1 гидроавианосец, 7 крейсеров, 15 эсминцев, 12 подводных лодок и целый ряд других кораблей.

Из гавани смогли уйти четыре подводные лодки и одно лоцманское судно. Еще 39 судов все же были захвачены немцами, но это были неисправные либо поврежденные суда, которые было невозможно использовать. Часть подорванных кораблей горели в гавани еще несколько дней, а сам порт оказался залит нефтепродуктами с затопленных судов и практически не использовался из-за этого в течении двух лет.

Достаточно быстро итальянские специалисты приступили к подъему французских кораблей, но в строй практически ничего не ввели из-за повреждений. Большая часть судов была сразу отправлена на слом.

Так Франция лишилась остатков своей военно-морской мощи. Лидер Свободной Франции генерал Деголь подверг критике адмиралов Виши за то, что те затопили флот вместо того, чтобы прорваться в Алжир, но сделанного было уже не изменить. После войны адмирал Ж. де Лейборду за приказ о затоплении флота был приговорен к смертной казни, но потом казнь заменили пожизненным наказанием. В 1951 г. бывший адмирал был помилован и умер в возрасте 98 лет в 1977 г.

Было интересно? пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, а я пока сяду за следующий материал.

Другие статьи автора ,которые могут быть Вам интересны:

1. Как немцы зенитную батарею строили.

2. Окопная война 1915-1918 гг. глазами ее участников.

3. Жизнь немецких солдат на линии Зигфрида во время "Странной войны" 1939-1940 гг.